Переформатировать инструменты поддержки проектов по импортозамещению предлагает Архангельский ЦБК
Суммарные физические объемы производства видов продукции ЦБП в течение первых четырех месяцев 2022 года не демонстрируют критического спада, а по отдельным направлениям продолжают расти, подтверждая тенденции последних лет на рынке.
Но ситуация за январь – апрель этого года не может быть базисом построения трендов на долгосрочную перспективу, об этом заявил в выступлении на заседании правления Торгово-промышленной палаты директор по взаимоотношениям с органами государственной власти АО «Архангельский ЦБК» Николай Кротов.
По данным Росстата, в январе – апреле 2022 года цены на целлюлозно-бумажную продукцию увеличивались ежемесячно на 1,2–3,6%, а по сравнению с тем же периодом 2021 годавыросли на 28,5%. Однако, по словам представителя АЦБК, совокупную картину изменений можно будет понять по итогам полугодия, а еще реальнее – по итогам девяти месяцев. Стремительно меняющаяся ситуация, мрачные прогнозы, реакция органов власти на новые вызовы позволяют пока лишь предполагать, что будет дальше, а не выстраивать какие-либо тренды, базирующиеся не на статистических выкладках, а на общих тревожных ожиданиях.
Почти по всем видам продукции, за исключением сульфатной беленой целлюлозы и тестлайнера, объемы экспорта снизились за четыре первых месяца года по сравнению с показателями аналогичного периода 2021года. При сегодняшнем падении спроса на внутреннем рынке, в первую очередь на гофроупаковку, длительность периода стабильного объема производства ограничивается только мощностями складских помещений на предприятиях. К сожалению, позитивных изменений на рынке гофротары ожидать трудно.
Изменение географии поставок продукции, замена европейских рынков азиатскими, ближневосточными и латиноамериканскими само по себе абсолютной проблемой не является, спрос в мире на продукцию российского ЦБП стабилен, качество продукции и добросовестность производителей всем известны. Но акцентированное смещение основного вектора поставок на Восток спровоцировало логистический коллапс движения грузов в Китай. Проблема логистики сегодня ключевая в отрасли, оказавшейся в непростой ситуации. Для комбинатов, прежде всего из европейской части страны, изменение логистических цепочек поставок привело к существенному увеличению сроков, расстояния и стоимости перевозки продукции от завода до конечного покупателя.
Эти факторы с начала марта 2022 года вызвали лавинообразный рост ставок морского фрахта и ставок на мультимодальные контейнерные перевозки, а также резкое снижение количества доступных судов из-за санкций, наложенных на российских судовладельцев, и отказа европейских компаний – контейнерных перевозчиков работать с грузами из России. По сравнению с 4 кварталом 2021 г. доставка грузов в контейнерах из Архангельска в Китай выросла больше чем в два раза, а стоимость перевозки в страны Северной Африки увеличилась больше чем в 1,5 раза.
Вторая по значимости проблема – обеспечение целлюлозного производства расходными материалами, в первую очередь химикатами. Надо отметить, крупнейшие российские комбинаты в кратчайшие сроки нашли приемлемые решения, определились с альтернативными поставщиками химикатов. Однако из-за логистики гарантированная обеспеченность производства «химией» просматривается на 2–3 месяца вперед.
Архангельский ЦБК предлагает пакет нестандартных решений по шести приоритетным вопросам. Это стимулирование и обеспечение для иностранных компаний (из дружественных стран) комфортных условий, чтобы создавать в России представительства по оказанию сервисной поддержки в части обеспечения импортных запасных частей, расходных материалов, химикатов, оборудования и т.д. А вместе с тем – трудоустройство для российских квалифицированных сотрудников из компаний, сворачивающим деятельность в России.
Среди важных мер спикер отметил переформатирование инструментов поддержки проектов по импортозамещению, в том числе при их реализации участниками промышленных кластеров, разработку государственной (национальной) системы лесной сертификации, механизмов ее продвижения на рынках дружественных стран, а впоследствии и на других рынках, расширение механизмов господдержки системообразующих организаций ЛПК России сверх действующих в настоящее время. Архангельский ЦБК также предлагает увеличить гарантированные габариты судового хода на внутренних водных путях федерального значения, традиционно используемых для перевозки лесных грузов водным транспортом по Северной Двине, Печоре, Ангаре, Лене и другим рекам.
Текст appm.ru