Лесной комплекс
Взгляд в будущее
В рамках деловой программы выставки «Российский лес» 7–9 декабря 2022 года в Вологде прошло выездное заседание Совета по вопросам развития лесного комплекса при Совете Федерации РФ. Первоочередным вопросом стала трансформация лесного комплекса в новых экономических условиях.
Заседание провел заместитель Председателя Совета Федерации Юрий Воробьев. В президиуме были министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. В мероприятии, кроме представителей Государственной думы, различных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, принимали участие представители лесопромышленных компаний, ассоциаций, научного сообщества.
Открывая заседание, Юрий Воробьев отметил, что численность работников лесного хозяйства и лесной промышленности составляет более 600 тыс. человек, а 35 предприятий являются градообразующими. При этом лесная отрасль экспортно ориентированная. В нынешней ситуации, когда экспорт в западном направлении прекращен из-за санкций, а в восточном направлении – для многих предприятий экономически нецелесообразен ввиду падения закупочных цен импортеров и дорогостоящей логистики, отрасль оказалась в сложном положении. Внутренний рынок не может принять те объемы продукции, которые ранее направлялись на экспорт. В результате на такие виды продукции, как пиломатериалы, древесные плиты, шпон и фанера, цены кратно снизились. Объем производства уменьшается, одновременно падает и объем заготовки древесины. По отдельным лесным регионам отмечено сокращение заготовки больше 30%. Отсутствие мер комплексной поддержки в таких условиях может уже в ближайшее время привести к массовой остановке предприятий, безработице, росту социальной напряженности, снижению поступлений от предприятий в бюджеты всех уровней. Во избежание этого Совет по вопросам развития лесного комплекса (далее – Совет) предлагает ряд мер поддержки, в частности долгосрочных, в том числе стимулирование спроса на деревянные дома, деревянную мебель и древесное топливо, решение логистических проблем и т. д.
Министр природных ресурсов и экологии в приветственном слове рассказал о принятых государством первоочередных мерах поддержки, таких как ограничение индексации платы за лесные ресурсы в ближайшие годы (она составит не более 10% в год), продление срока действия лесных деклараций, сокращение сроков экспертизы проектов освоения лесов.
Вологодская область – один из ведущих лесопромышленных регионов страны, занимает первое место по интенсивности заготовки, третье место по объемам заготовки (по итогам 2021 года), при этом 76% древесины перерабатывается на территории региона – такие данные привел в своем приветственном слове губернатор Олег Кувшинников. Однако в июле 2022 года область столкнулась с закрытием европейских рынков, на которые были традиционно ориентированы ее предприятия. В настоящее время первоочередной задачей стало сохранение производственных мощностей и рабочих мест. Для этого совместно с губернаторами других лесных регионов были разработаны и представлены Председателю Правительства РФ предложения по комплексу мер поддержки лесного комплекса, среди которых следующие:
- упрощение порядка получения субсидии на компенсацию транспортных затрат на экспорт лесопродукции, отмена предельного размера субсидии, предоставление субсидии ежеквартально, предоставление субсидии для всех видов экспортируемой лесопродукции;
- снятие ограничений экспорта лесопродукции через все пункты пропуска в дружественные страны, организация дополнительных пунктов пропуска на границе с КНР;
- установление ежемесячной квоты для лесопромышленных предприятий на отправку контейнерных ж.-д. составов напрямую в порты Дальнего Востока;
- принятие порядка внесения лесных арендных платежей исходя из объема фактически заготовленной древесины; • смягчение контроля графика реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставление инвестору отсрочки по завершению проекта не на один год, а на три года, упрощение процедуры внесения изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта.
Олег Кувшинников предложил включить указанные инициативы в протокол заседания Совета.
Из последовавших затем выступлений можно выделить доклады вице-президента ПАО «Сегежа групп» Николая Иванова и генерального директора ГК «УЛК» Владимира Буторина. По прогнозу г-на Иванова, к 2024 году на мировых рынках восстановится спрос на лесопродукцию. И к этому времени нужно подойти с эффективной системой мер государственной поддержки экспортеров. Но преж¬де всего необходимо снять так называемые внутренние санкции, то есть ограничения, которые за последнее время наложили на экспортеров российские государственные органы. В частности, на момент выступления действовал запрет на вывоз пиломатериалов автотранспортом в страны ЕАЭС (снят в январе 2023 года). Что касается поддержки экспорта на новые рынки, то представитель «Сегежа групп» отметил до сих пор не решенную проблему ввозных пошлин при поставках в Турцию, Индию и Индонезию.
Владимир Буторин констатировал, что с июля 2022 года из-за вступивших в действие санкций ГК «УЛК» вынуждена была сократить 1500 человек по всем предприятиям и остановить один из лесопильных заводов из-за физической невозможности вывезти продукцию по железной дороге. Производственный план на 2023 год предполагает уменьшение выпуска пиломатериалов на 600 тыс. м3 и полную остановку трех пеллетных заводов группы. Строительство лесоперерабатывающего комплекса в Архангельской области компания вынуждена остановить, так как все европейские поставщики отказались поставлять оборудование и возвращать полученные авансы. Среди факторов, которые негативно влияют сегодня на объем производства продукции, докладчик отметил снижение в два раза цен на пиломатериалы на мировых рынках, отсутствие сбыта на пилопродукцию на внутреннем рынке, низкий курс валюты, увеличение расходов на логистику в два раза (группе выделяют только 50% необходимых ж.-д. вагонов), закрытие последних каналов экспорта пеллет, отсутствие новых поставок импортной лесозаготовительной техники и поставок запасных частей к ней. Владимир Буторин поддержал предложение о выделении субсидий в размере 100% фактически понесенных транспортных затрат при экспорте продукции, без лимитов на предприятие, и ежеквартальных выплатах таких субсидий. Кроме того, он отметил уже принятое правительством постановление, которое допускает рубки в перестойных насаждениях без соблюдения сроков примыкания, и призвал продлить срок действия этого постановления. В заключение докладчик предупредил, что, если лесному бизнесу не будет помощи от государства в ближайшее время, большинство лесопромышленных предприятий вынуждены будут закрыться, а тысячи людей в сельской местности потеряют работу.
Выступление Эльмиры Ахмеевой, первого заместителя главы правительства Республики Коми, было посвящено мерам поддержки лесного бизнеса на уровне региона. В Коми действует программа перевода котельных на биотопливо, в рамках которой только в течение 2022 года на пеллеты и брикеты было переведено около 100 котельных, и эту работу планируется продолжить в ближайшие годы. В республике работают два фанерных комбината, которым удалось избежать катастрофического падения производства за счет переориентации на другие рынки. Важным фактором здесь стали успешные действия правительства региона во взаимодействии с Минтрансом РФ по обеспечению лесоэкспортных предприятий подвижным составом.
Игорь Мураев, министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, предложил дополнить список мер государственной поддержки продлением сроков компенсационного лесовосстановления на год, сроков санитарных рубок – на два года.
По итогам заседания Совет по вопросам развития лесного комплекса при Совете Федерации РФ выработал правительству РФ следующие рекомендации по трансформации ЛПК РФ в новых экономических условиях:
1. В целях развития внутреннего рынка ускорить принятие мер, направленных на решение следующих задач:
- • дальнейшее развитие деревянного домостроения, предусмотрев актуализацию нормативной базы в части пожарной безопасности конструкций, в том числе и в целях возможности строительства многоэтажных домов; внесение изменений в законодательство, позволяющих включать предметы деревянной мебели в договор участия в долевом строительстве; расширение возможностей для льготного кредитования покупки деревянных домов;
- • внедрение в систему российской энергетики использования твердого биотоплива за счет строительства новых котельных или модернизации существующих, работающих на угле и мазуте;
- • обеспечение глубокой переработки древесины за счет строительства новых и расширения существующих предприятий, в том числе ЦБК;
- • введение дополнительных или запретительных пошлин на импорт лесобумажных товаров из «недружественных» стран;
- • обеспечение унификации технических регламентов и стандартов по лесоматериалам и элементам деревянного домостроения в рамках ЕАЭС.
2. В целях решения логистических проблем ускорить принятие мер, направленных на решение следующих задач:
- создание национального контейнерного оператора;
- развитие Северного морского пути;
- расширение пропускной способности Волго-Балтийского и Волго-Донского каналов;
- введение в строй дополнительных и реконструкцию существующих пунктов пропуска, прежде всего на восточной границе;
- модернизацию существующих портов Черного, Каспийского и Азовского морей для обеспечения перевалки через них лесных грузов;
- предоставление субсидии из федерального бюджета российским организациям промышленности в целях компенсации затрат на транспортировку продукции ЛПК (коды 4407, 4411, 4412), а также исключение из ее расчета предельного размера субсидии, предоставляемой одной организации, и привязки к стоимости поставляемой продукции на период с 1 июля 2021 года по 2023 год включительно.
3. Ускорить рассмотрение вопроса о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 23.02.2018 №190, предусматривающих следующее:
- перенос сроков выполнения всех обязательств инвестора, предусмотренных поквартальным графиком реализации приоритетного инвестиционного проекта (ПИП) в период с 1 марта 2022 года на три года;
- право инвестора вносить изменения в ПИП в упрощенном порядке в части замены оборудования, техники из «недружественных» стран аналогами отечественного производства или производства из «дружественных» стран, а также изменения объемов и ассортимента продукции, запланированной к выпуску на создаваемых (модернизируемых) объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры с учетом сложившегося рынка и спроса.
Вопрос о реализации приоритетных инвестиционных проектов в условиях санкционного режима рекомендовано также рассмотреть на ближайшем заседании Правительственной комиссии по вопросам развития лесного комплекса. Также Совет рекомендовал правительству подготовить изменения в Стратегию развития лесного комплекса РФ до 2030 года.
Текст и фото Артём Лукичёв