Куда девать лес
Первоначальное авторство известной фразы «Бойтесь своих желаний, ибо они имеют обыкновение сбываться» приписывают китайским мудрецам. Встречается она и у русских классиков, например у Булгакова, в знаменитом романе о человеческой гениальности и дьявольских розыгрышах.
Возможно, это ирония судьбы, но именно на китайцев российская лесная промышленность возлагает теперь главную надежду на свое спасение. Да и от помощи нечистой силы мы бы сейчас тоже не отказались.
Падение
Еще несколько лет назад одной из главных бед страны многие общественники и чиновники называли безудержное расточительство, с которым российская древесина разбазаривалась направо и налево. Тогда казалось, что страны Европы и Америки буквально выкачивают русский лес за бесценок, и активисты требовали срочно остановить это варварство. На подготовку закона об ограничении экспорта древесины было потрачено немало времени, сил и средств. Наконец его приняли и он даже стал работать, но настоящее ограничение пришло откуда не ждали – Запад взял и сам все запретил.
Казалось бы, мечта сбылась: теперь российский лес точно в безопасности. Но что получилось? Внутренний рынок быстро насытился готовой продукцией, лесопиление почти стоит, склады затоварены. Последствия антироссийских санкций сказались на многих сферах лесной промышленности, и теперь все спорят, кому пришлось тяжелее. Первенство по потерям делят почти поровну производители фанеры, древесных плит, напольных покрытий и топливной древесины.
Как и ожидалось, 2022 год выдался непростым для большинства предприятий лесной отрасли. Кризис почти не затронул только целлюлозно-бумажную промышленность, все остальные сегменты в той или иной мере ощутили удар санкций. Большинство производителей вынуждены были снизить объемы выпуска, но масштабы спада в производстве были разными. Умеренным падением можно считать сокращение производства до 9% включительно, заметным – на 10–20%, сильным – свыше 20%. Снижение больше чем на 40% – это настоящий обвал, но по ряду категорий, как ни странно, был рост, а у некоторых даже бурный. То есть нашлись сегменты, которые нащупали точки роста в сложившихся условиях, но они, как правило, очень узкие и нишевые, и на общую ситуацию в лесной промышленности никак не влияют.
Есть всего несколько мощных товарных рынков, которые способны сыграть роль тормоза для отрасли, несущейся в пропасть, – это деревянное домостроение, производство мебели, топливный сектор и рынок готовых изделий (напольных покрытий, дверей, окон и т. д.). Посмотрим, в каком состоянии эти рыночные сегменты сейчас и каковы их ближайшие перспективы (табл. 1).
![Таблица 1. Производство основных продуктов лесопереработки в 2020–2022 годах](https://lesprominform.ru/media/jarticles/tmb/00037612--w800.png)
![Таблица 2. Производство основных категорий деревянной мебели в 2020–2022 годах, тыс. шт.](https://lesprominform.ru/media/jarticles/tmb/00037613--w800.png)
Домостроение
Деревянное домостроение воспринимается как главный шанс выхода из лесного кризиса, но пока здесь больше разговоров, чем реальных подвижек. Казалось бы, для его развития есть все что нужно – и предложение, и спрос. Минстрой рапортует о рекордных объемах ввода жилья, но жилья в стране все равно не хватает. Цены на новостройки кусаются, ипотека на «вторичку» для многих неподъемна, а ветхий жилой фонд разрастается как раковая опухоль. Жильцы аварийных домов, как и переселенцы из зон ЧС, мерзнут в многолетних «льготных» очередях, да и проблема обманутых дольщиков до сих пор не решена окончательно.
Несмотря на скептическое отношение части населения к деревянным домам, немало жилищных проблем можно было бы решить таким способом, особенно в сельской местности. Строительство домов из древесины располагает широким выбором технологий, и практически по всем технологиям имеет преимущество как по цене, так и по времени (любые деревянные дома возводятся быстрее кирпичных и бетонных). Для домов из древесных материалов в короткие сроки можно разработать линейку типовых проектов, не говоря уже об экологичности и теплоэффективности таких зданий. Но все эти решения, словно красные ковровые дорожки, теряются в бесконечных бюрократических коридорах.
Журналисты пишут, что новая государственная политика сдвинула дело с мертвой точки и деревянное строительство набирает обороты. Однако официальная статистика пока никаких набранных оборотов не фиксирует. Выпуск стандартных домов в последние пару лет, наоборот, снижается, как и производство строительных бревен. Да, росло производство новых материалов (OSB, CLT, LVL), но они применяются не только в домостроении. Единственная категория, по которой в 2022 году был резкий рост, это «Конструкции сборные деревянные строительные (здания сборные деревянные)». Рост составил целых 170% – 15,1 млрд руб. против 5,6 млрд руб. в 2021 году. Но, поскольку учет вели в денежном выражении, большая часть этого успеха обязана двукратному подорожанию строительных материалов. Подорожание произошло еще в 2021 году, а в отчетном периоде затраты были переложены на конечных потребителей, то есть покупателей домов.
Что касается государственной политики, то президент страны действительно в течение 2022 года неоднократно упоминал ипотеку как главный способ решения жилищных проблем, а в начале 2023 года, обсуждая развитие леспрома в Архангельской области, поручил разработать программу льготной ипотеки для социально незащищенных слоев населения. И в этом контексте указывал на доступность деревянного жилья. Первая льготная ипотечная программа для ИЖС была запущена два года назад, в декабре 2020 года. Это была пилотная программа «Дом.РФ», получившая продолжение. Предыдущую версию госпрограммы в июне 2022 года поправили, а теперь будут расширять. Основное новшество – возможность использования ипотечного кредита для строительства частного дома силами заемщика. По условиям таких кредитов уложиться нужно в четко обозначенные сроки (обычно за 12 месяцев), а у деревянных домов как раз есть преимущество – их можно строить круглый год.
Но при широком освещении «деревянной ипотеки» в прессе банковская система в этом плане пока только раскачивается. Выдают такие кредиты медленно и крайне неохотно. Чтобы снизить риски, банки разрабатывают длинные и подробные перечни требований к земельным участкам, заемщикам и их будущим домам, соответствовать которым весьма непросто. Поэтому рассчитывать на взрывной рост ИЖС с широким использованием технологий деревянного домостроения в ближайшие годы не приходится.
Помимо ипотеки, есть возможность прямого участия государства в финансировании строительства деревянных домов, например по программам переселения. Но все упирается в издержки – стоимость квадратного метра деревянного жилья оказывается выше, чем в стандартных домах, и в итоге обойдется бюджету гораздо дороже. Добавят издержек и инженерные коммуникации, которые в небольших населенных пунктах приходится прокладывать на большие расстояния. Одноэтажные деревянные дома строить невыгодно и крупным застройщикам, несмотря на скорость их возведения и другие преимущества. Для застройщиков прибыльны деревянные «небоскребы», но для них пока не разработаны нормативы. Так что в ближайшие несколько лет ни тот, ни другой тип деревянного строительства не развернется в достаточном объеме, чтобы переварить столько лишнего леса.
Строительство обычных многоэтажных деревянных домов уже реализуется, первые квартиры начали продавать в Вологодской области (г. Сокол). Дома красивые, четырехэтажные, но цены на квартиры в них ничуть не ниже обычных, поэтому привлекательность для покупателей спорная.
Мебель
В 2022 году при умеренном снижении производства произошло заметное падение мебельного рынка в количественном выражении, примерно на 10–15%. Выпуск деревянной мебели снизился на 1,8%: в 2021 году было выпущено 38,4 млн единиц деревянной мебели, а в 2022 году – 37,7 млн. То есть производство почти не сократилось. В денежном выражении производство мебели выросло на 15% (309,3 млрд руб. в 2021 году против 356,2 млрд руб. в 2022 году) вследствие продолжавшегося роста цен. Но из-за санкций отечественные мебельщики за год потеряли примерно 18 млрд руб., так как ввоз мебели из РФ в страны ЕС оказался под запретом. В 2021 году Россия экспортировала приблизительно 16% произведенной деревянной мебели, а в 2022 году – около 10%. В общей сложности поставки мебели за рубеж упали больше чем на 40%.
До санкций импорт на рынке мебели играл большую роль, и отечественные игроки старались ее умерить. По оценкам АМДПР, доля импорта на рынке составляла 49% в 2019 году и снизилась до 42% в 2020 году. В количественном выражении это примерно 23–25 млн единиц (в 2020–2021 годах). При этом почти 60% импортной мебели – это белорусская продукция. В 2022 году импорт сильно упал, до 12–14 млн единиц (мебель из древесных материалов, без учета металлической и пластмассовой). Довольно много мебели поставляли нам Польша, Литва, Италия, Украина, которые резко стали недружественными. На китайскую продукцию в мирные времена приходилось около 10%. В 2022 году китайцы, вероятно, свою долю сохранили, а может, и увеличили. Теперь доля импорта на российском рынке близка к 25%.
Судя по статистике производства, в последние несколько лет активнее всего развивался сегмент кухонной мебели, а сегмент мебели для столовой и гостиной сокращался. Возможно, это связано с тем, что люди все чаще объединяют кухню и столовую, и товарные группы по принадлежности стали перекочевывать в кухонную. Особенно заметен этот разрыв в 2022 году: кухонной произвели на 35% больше, чем в 2021-м, а производство мебели для гостиной упало больше чем на 40%. Вероятно, это произошло в том числе из-за схлопывания импорта качественной раздвижной фурнитуры. Металлические механизмы трансформации для мягкой мебели завозились из Германии, Австрии и других стран Европы, и параллельный импорт получается существенно дороже. Тогда как петли и ручки для кухонной мебели быстро заместили дешевыми китайскими. Вообще кухонная мебель проще в производстве, часто изготавливается на заказ по размерам, и почти все сырье в этом сегменте российское. Спрос на кухонную мебель всегда высокий, а без нового дивана можно и обойтись, тем более если он сильно подорожал. Больше стали производить и мебели для спальни. Более мелкие мебельные сегменты – для прихожей, ванной и другие – тоже с тенденцией роста. Сегмент офисной мебели стабилен.
Последствия санкций усугубились предшествующим ростом цен. Весь 2021 год цены на мебель росли из-за подорожания сырья. Средний рост по итогам года составил 15–25%. В начале 2022 года предпосылок для дальнейшего ценового ралли не наблюдалось. Стоимость мебели резко подскочила в марте 2022 года – на 10–12%. Затем до декабря цены постепенно снижались, но годовой рост все равно составил 8–10%. В январе 2023 года цены снизились на 3–6% по сравнению с уровнем декабря 2022 года, но это обычное для начала года падение, когда из-за праздников уменьшается спрос. Можно смело прогнозировать дальнейшее падение спроса в 2023 году, но насколько серьезным оно будет, сейчас сказать сложно. Меняются собственники заводов, есть проблемы с экспортом. Вероятно, главная тенденция – разрозненность игроков и уменьшение влияния лидеров. В предыдущие годы как раз наблюдались концентрация рынка и процессы укрупнения. Гигантов отрасли было пять, в их число входила группа IKEA с ее четырьмя российскими заводами. Другие крупные игроки – ООО «Мебель Стиль» и фабрика «Стильные кухни» (ООО «ДОК-15»). Также в первой пятерке оказались производители матрасов – «Аскона» и «Орматек». Крупных (с выручкой 2–5 млрд руб.) заводов насчитывалось пятнадцать – двадцать, причем много производителей кухонной, корпусной и мягкой мебели.
IKEA в количественном выражении занимала не слишком большую долю, но рынок отреагировал на уход известного игрока, а потребители уже скучают по бренду. Компания собирала под одной крышей самые разные товары для дома и обеспечивала им громкую рекламу. С уходом группы у российских производителей появился шанс на расширение, однако расширяться в таких экономических и политических условиях – большой риск. Впрочем, нельзя сказать, что IKEA совсем исчезла. Мебель, текстиль, посуду и многое другое для шведов производили в основном российские заводы. На три из четырех российских фабрик IKEA уже нашли покупателей: «Слотекс» (купил новгородский завод) и «Лузалес» (тихвинский и вятский заводы). Остался еще завод в Московской области. Общая проблема четырех заводов – 60–80% продукции они прежде поставляли на экспорт. Теперь новым собственникам придется развивать другие направления сбыта или как-то подстегивать рост на внутреннем рынке.
Возможно, какая-нибудь российская компания возьмет на себя эту роль, поскольку потребители привыкли к такому формату (мебельный и галантерейный гипермаркет), к тому же он дает большие преимущества. На рынке есть отечественные аналоги большинства товарных групп, но пока они разрозненные.
Сейчас производители мебели держатся, решают проблемы по мере их поступления, и коллапса на рынке не намечается. Однако санкции могут сказаться со временем. Настоящие сложности начнутся, если пострадает кто-то из первой десятки. Чаще всего основная проблема крупных игроков – это сложности с обслуживанием кредитов, так как некоторые предприятия брали средства на развитие в периоды потребительского бума. Небольшим предприятиям, наверное, будет легче выжить в таких условиях.
Напольные покрытия
На рынке ламината, на первый взгляд, все спокойно. Большая часть производителей – иностранные компании, все они остались на рынке, но чувствуют себя в сложившихся условиях не лучшим образом. Компания «Кастамону» в 2021 году запустила третью производственную линию и увеличила годовые мощности до 45 млн м2 ламината. Но в 2022 году стало известно, что завод уменьшил закупки древесины у лесхозов на 25% и остановил производство на двух линиях из трех.
По оценкам BusinesStat, в 2022 году производство ламинированного паркета в России упало на 22% – до 95 млн м2. Но еще больше уменьшился выпуск щитового паркета – на 30%. Это означает, что сокращение выпуска коснулось всех игроков деревянных напольных покрытий, хотя плохих новостей по большинству предприятий нет. Заводы «Кроношпан» стабильно работают в разных регионах страны, особенно в Калуге, где в декабре 2022 года компания открыла новый завод по производству декоративной бумаги для ламината и собирается его расширять. Предприятия компании «Кроностар» всегда работали стабильно, АО «Таркетт» еще совсем недавно планировало потратить на модернизацию производства свыше 830 млн руб. Справляется с ситуацией и нижегородский «Юнилин», а компания «Эггер» в Гагарине намерена расширяться.
А вот сибирским предприятиям нелегко. В прошлом году был построен завод по производству OSB компанией «Монолит-Строй» (бренд «Латат»), которая выпускает MDF и ламинат марки Lamineli, однако новый проект строительства заморожен. Местные власти сетуют, что в Томске производство плит MDF снизилось на 12%, и ламината это падение тоже коснулось. До кризиса томская компания планировала построить еще три завода (по производству фанеры, OSB и спецконцентрата), но теперь эти планы под вопросом.
Экспорт ламината существенно сократился, а ведь еще год назад он составлял 30% объема производства, причем рынки сбыта почти на треть состояли из европейских потребителей, что было особым предметом гордости для экспортеров. Импорт тоже заметно упал. Санкции повлекли серьезное снижение покупательского спроса, а усложнение внешнеторговой логистики делает импорт невыгодным. Некоторые европейские производители ламината почти полностью исчезли из ассортимента российских магазинов, зато возвращаются китайские.
Двери и окна
Производство межкомнатных дверей в 2022 году выросло на 5%, а импорт и так был небольшой, всего 6–7%, и по большей части это дружественные поставки из Белоруссии. Марки «Двери Белоруссии», ПМЦ, «Порте Виста», «ОКА», «Стройдетали», «Грин Плант», «Исток», «Плектор Порте», «Беловежские двери», «Итальянская легенда», «Вист», «Халес», «Юркас», «Дока», «Белвуддорс» и некоторые другие обеспечивают больше 50% всего импорта. Также до 2022 года на российском рынке встречались двери из Италии, Финляндии, Китая, Сербии, Турции, Польши, Германии, Испании и довольно много изделий из Украины (марки Korfad, FDoor, «Новый стиль», «Реликт», «Экодверка», а также безымянные), во всяком случае до 2020 года украинских дверей поставлялось почти столько же, сколько европейских. Так что в 2022 году почти половина привычного импорта была отсечена, но дверной рынок не претерпел сильного падения. Он вообще стабильно растет, ведь двери всегда востребованный товар. Последний период падения был в 2014–2016 годах.
Совсем другая картина все эти годы была на рынке деревянных окон: стагнация отечественного производства на фоне более или менее стабильного импорта. Производство деревянных окон в 2022 упало на 8% (а пластиковых выросло на 1,5%). Во внешнеторговом плане сократились как импорт, так и экспорт, хотя в 2021 году неожиданно подскочили и тот, и другой. Зарубежных марок на рынке было много: Sokolka, Stolbud, Galux (Польша), Geka-Exklusiv, Bayerwald, Anton Wetzel, Unilux AG Kneer-Sudfenster, Unilux, Wessel Fenstertechnik (Германия), Bocchio, Molaro (Италия), Silber (Австрия), Doleta, Megrame (Литва), Flora (Латвия), Fenestra (Эстония), Falke (Белоруссия-Германия), Skandi-Inwido Group (Польша-Швеция), Tiivi, Skaala, Lammin, Profin (Финляндия), Eurodeck Windows (Чехия), Sky-Frame (Швейцария). Сегодня большинство этих брендов ушли в историю, а некоторые поставщики окон разорились.
Энергетический сектор
До 2022 года все говорили, что перспективы биоэнергетики огромные, поэтому российское производство древесных пеллет активно росло. Каждый год на российском рынке появлялись новые предприятия и цеха. Государство такое разрастание всячески поощряло и усложняло жизнь «непрогрессивным» комбинатам, повышая утилизационные сборы и вводя штрафы за неправильное складирование древесных отходов. В результате рост производства гранул год от года был все внушительнее, а в 2022 году упал на 13%. Но эта цифра не отражает реальную картину, ведь большая часть произведенного лежит на складах.
В прошлом году отечественные пеллетчики потеряли основной рынок сбыта – европейский. А ведь экспорт составлял больше 90% всего производства. Беларусь, Россия и Украина в совокупности сократили экспорт топливных гранул на 35%. А американцы воспользовались этим и сейчас завозят в Европу не только сжиженный газ, но и биотопливо.
Можно, конечно, развивать новые экспортные направления, но Юго-Восточная Азия не настолько страдает от холода, а в Китае и своих пеллет достаточно. Страны СНГ – Казахстан, Азербайджан, Узбекистан тоже характеризуются мягким климатом и обеспечены собственным газом, поэтому на них рассчитывать не стоит. Так что к проблеме потенциального банкротства предприятий (а компании закрывались и в благоприятные времена) добавляется проблема утилизации отходов.
Частный спрос в России ограничен, так как пеллеты непривычны для печного отопления и обходятся дороже дров. Зато большим спросом пользуются топливные брикеты. В 2017 году в совокупном производстве гранулы и брикеты соотносились как 96% к 4%, а в 2022 году доля брикетов выросла до 9%, то есть больше чем вдвое за пять лет. Брикеты используются и в муниципальных котельных (без замены оборудования), но цена плавает, и чаще брикеты дороже другого твердого топлива.
Уже не первый год обсуждается перевод муниципальных котельных с традиционных видов топлива (угля и мазута) на биотопливо. И если раньше основным мотивом был экологический, то теперь речь идет о выживании подотрасли. Для крупных городских ТЭЦ этот вариант не подходит. Гранулы можно применять на объектах малой энергетики в труднодоступных местах и небольших предприятиях. В принципе, в России полно труднодоступных мест, как и маленьких муниципальных котельных, только их нужно переоснастить. На переоснащение правительство обещает выделить бюджетные кредиты, но эта процедура не быстрая.
Цены
В прессе можно встретить оценки, согласно которым стоимость продукции лесного комплекса из-за санкций снизилась почти в два раза. Но для разных видов ценовая ситуация складывается по-разному. Некоторые товары во втором полугодии действительно сильно потеряли в цене, а для других ценовая гонка до сих пор не остановилась.
Так, согласно статистике, максимальная цена на товарную категорию «лесоматериалы хвойных пород» наблюдалась в марте 2022 года – 3727 руб./м3, а в январе 2023 года она опустилась до 2509 руб. Падение за десять месяцев составило 33%. И для большинства видов лесной продукции санкционное снижение цен укладывается в диапазон 25–35%. Однако есть и более драматичные примеры. Цены на фанеру, например, за тот же период упали больше чем в два раза. Это стало болезненным ударом для производителей, тем более что бурный ценовой рост начался еще весной 2021 года. Стоимость основного сырья – лущеного шпона также подскакивала в апреле-мае 2022 года и точно так же стала снижаться после введения пятого пакета европейских санкций и к концу года опустилась ниже уровня 2020 года. В 2022 году Россия сократила экспорт фанеры на 41%, до 2 млн м3. Стоимость поставок, по оценке Lesprom Network, упала на 39%, до $1,2 млрд. Стоимость 1 м3 – примерно $600, а в начале 2020 года была $380.
![Рис. 1. Отпускные цены производителей на фанеру и фанерный шпон, руб./м3](https://lesprominform.ru/media/jarticles/tmb/00037614--w800.png)
Конечно, всеобщее внимание в течение года было приковано к товарам экспортной направленности, так как считается, что именно этот сегмент пострадал от санкций больше других. Россия уверенно занимала третье место на европейском пеллетном рынке. В 2022 году, согласно обновленным оценкам WhatWood, экспорт пеллет из России сократился на 26%, до 1,8 млн т, относительно 2,4 млн т в 2021 году. В 2023 году ожидается, что экспорт будет еще меньше, так как все российские склады затоварены. Наиболее перспективные потребители российских гранул сейчас Турция, Южная Корея, Китай, Гонконг, Япония. Раньше пеллеты покупали в основном страны Европы и Северной Америки. Поставки в Европу не прекратились полностью, но серьезно упали. США, Канада и страны Прибалтики тоже пока не могут совсем отказаться от наших топливных гранул.
![Рис. 2. Отпускные цены производителей на топливные гранулы и брикеты, руб./т](https://lesprominform.ru/media/jarticles/tmb/00037615--w800.png)
Цены на пеллеты и брикеты сильно колеблются, но даже при больших колебаниях можно заметить осенний всплеск 2021 года, который быстро сменился падением в начале 2022 года. Интересной тенденцией можно считать уменьшение ценовой разницы между пеллетами и брикетами, а раньше пеллеты были дороже почти в два раза. Теперь же рост спроса на брикеты подстегивает цену на них, а цена гранул сильно не падает, но и не повышается, так что в отдельные месяцы они почти совпадают.
Динамика отпускных цен древесных плит – ДСП и ДВП более сглаженная, чем в случае биотоплива. В отличие от экспортно ориентированной фанеры, эти материалы востребованы на внутреннем рынке, поэтому ценовое падение не катастрофично. Максимум для обеих категорий пришелся на апрель 2022 года.
![Рис. 3. Отпускные цены производителей на древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, руб./м2](https://lesprominform.ru/media/jarticles/tmb/00037616--w800.png)
Кривая цен на круглые лесоматериалы почти такая же, как цен на плиты, – поступательный рост с лета 2020 года до весны 2022 года, а затем снижение. Разница лишь в том, что цена бревен для строительства больше подвержена колебаниям от месяца к месяцу, поэтому кривая «нервная». При этом до начала повышения цен бревна для распиловки и строгания были примерно на 35–40% дороже бревен для строительства, однако ценовой ажиотаж сбил привычные соотношения и цены стали перекрещиваться. В январе 2023 года строительные бревна все еще на 15% дороже.
![Рис. 4. Отпускные цены производителей на бревна для разных целей, руб./плотн. м3](https://lesprominform.ru/media/jarticles/tmb/00037617--w800.png)
Что касается цен готовой продукции, такой как деревянные окна, межкомнатные двери и напольные покрытия, то здесь много интересных наблюдений. Как отмечено выше, в 2022 году производство дверей было стабильным, цены тоже держались почти на одном уровне, пережив лишь кратковременное падение в начале года и такой же всплеск в конце лета, а в декабре показали медленно ниспадающий тренд.
![Рис. 5. Отпускные цены производителей на деревянные окна и двери, руб./м2](https://lesprominform.ru/media/jarticles/tmb/00037618--w800.png)
А вот рынок деревянных окон устроен иначе. Импортный товар на нем последние десять лет имел большое значение, и, как только в феврале 2022 года стало понятно, что границы вот-вот закроются, резкий спрос на окна зарубежного производства тут же подстегнул цены, которые за два месяца прибавили 50%. Цены на окна российского производства, вероятно, потянулись вслед за импортными расценками. Немаловажную роль также сыграл внезапный дефицит оконной фурнитуры, ведь на самые востребованные и качественные линейки российского ассортимента устанавливается фурнитура немецкого, австрийского, итальянского и другого западноевропейского производства. Поставки этой продукции весной-летом прошлого года либо сократились, либо немало повысились в цене из-за логистических проблем, отсюда и рост себестоимости. Таким образом, цены на деревянные окна стремительно росли весь прошлый год и, вероятно, продолжат расти в текущем году. Европейскую фурнитуру трудно заменить китайскими аналогами, хотя не исключено, что производители попытаются найти более доступную альтернативу.
![Рис. 6. Потребительские цены на ламинат и щитовой паркет, руб./м2](https://lesprominform.ru/media/jarticles/tmb/00037619--w800.png)
Более предсказуемая ценовая картина на рынке напольных покрытий, поскольку этот сегмент опирается на российского производителя. Так, доля локального производства ламинированного паркета к началу кризиса достигла 80%, а все сырье производится внутри страны, поэтому цены на ламинат росли в 2022 году умеренно. Самый резкий скачок – на 20% пришелся на март, но затем пошла медленная адаптация с постепенным снижением. В итоге ламинат за 2022 год подорожал на 11% (декабрь к декабрю). Почти такое же подорожание (12% за год) продемонстрировал и щитовой паркет, с той только разницей, что скачок цены пришелся не на март, а на апрель, а ее снижение пару раз сменялось кратковременным ростом. Выпуск ламината в прошлом году упал на 22%, а щитового паркета – на 31%.
Меры поддержки
Правительство и региональные власти Сибири и Дальнего Востока видят спасение отрасли в расширении китайского направления, но, несмотря на дружеские отношения с Поднебесной, в 2022 году возникли некоторые сложности: медленное таможенное оформление товаров, низкая пропускная способность перевалочного пункта, нехватка железнодорожных контейнеров. Да, честно говоря, и спрос на продукты российской лесопереработки оказался не таким уж высоким, как рассчитывали.
Что до деревянного домостроения, то там необходимо решить немало вопросов. Небоскребы из дерева в России, вероятно, строить пока не будут, но продвижение деревянных многоэтажных домов вполне реально. Однако для надежности нужно не просто разработать нормативы, а еще и провести технические мероприятия, снижающие риск непредсказуемого поведения древесины при длительной эксплуатации.
Деревянное домостроение весьма актуально для нацпроектов по освоению регионов – строительства библиотек, школ, детских садов, медпунктов, домов культуры, почтовых отделений. Также можно расширить диапазон объектов в программах промышленной ипотеки. Использование ипотеки может оказаться выгодным для строительства деревянных зданий коммерческого назначения – небольших складов, офисов, сельских магазинов, пунктов выдачи товаров сетевых ритейлеров и т. д. При этом стоит тиражировать типовые проекты зданий, и для производителей будет эффект масштаба.
Текст
Вера Никольская, директор по исследованиям агентства Abarus Market Research
Инфографика Abarus Market Research