Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

Лесозаготовка: аналитика, экономика, внедрение IT-решений

25–26 апреля 2023 года в отеле Airportсity Plaza в Санкт-Петербурге прошла отраслевая конференция «Лесозаготовка: аналитика, экономика, внедрение IT-решений». Организаторы – выставочное объединение «Рестэк» и ассоциация «Лестех».

Мероприятие открыл заместитель директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства Николай Петрунин, выступивший с сообщением «Экономика лесной отрасли: состояние и что можно ожидать в ближайшей перспективе». Вот что сказал спикер.

Экономика ЛПК: итоги и перспективы

По определению Минпромторга России, лесной комплекс страны – это «экономически устойчивая, частная в лесной промышленности и государственная в лесном хозяйстве, глобально конкурентоспособная группа отраслей, обеспечивающая внутренний спрос России на продукцию лесного комплекса, встроенная в мировой рынок и международное разделение труда и функционирующая на базе устойчивого лесо¬управления воспроизводства лесов и сохранения их биосферной роли».

Согласно статье 12.1 Лесного кодекса Российской Федерации, под лесным комплексом понимается «совокупность видов экономической и иной деятельности, относящихся к лесному хозяйству и лесной промышленности».

Указанным кодифицированным законом к лесному хозяйству отнесены виды экономической и иной деятельности по использованию и сохранению лесов, а также по лесоустройству и управлению в области лесных отношений, а лесной промышленностью считается совокупность отраслей, связанных с заготовкой, вывозом из леса и хранением древесины, первичной и последующей ее обработкой, производством из нее продукции и переработки на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Институциональное обеспечение системы государственного управления лесами предполагает следующее:

  • повышение эффективности управления лесным сектором экономики;
  • интенсификацию использования и воспроизводства лесов;
  • развитие внутреннего рынка лесобумажной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в области леса;
  • повышение конкуренто¬способности российской лесной промышленности, в том числе увеличение производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью, максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка высококачественной конкурентоспособной продукцией лесопереработки российского производства и увеличение ее экспорта;
  • повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок;
  • повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
  • сохранение экологического потенциала лесов;
  • повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;
  • развитие международного сотрудничества и переговорного процесса по вопросам лесного хозяйства и лесной промышленности;
  • формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.

Вопросы лесного сектора экономики относятся к компетенции более чем 25 министерств и ведомств. Это создает сложность при выработке обоснованной политики гармоничного развития отрасли, охватывающей разные актуальные направления:

  • совершенствование государственного управления лесами;
  • интенсификацию лесопользования и воспроизводства лесов;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие лесозаготовок;
  • развитие глубокой переработки древесины и создание производств по переработке низкокачественной и мелкотоварной древесины;
  • импортозамещение в части лесных машин, деревообрабатывающего оборудования и лесобумажной продукции;
  • расширение внутреннего рынка потребления лесной и лесобумажной продукции.

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №207-р, приоритетной специализацией считаются такие сегменты лесного комплекса, как лесоводство и лесозаготовки в 28 субъектах Российской Федерации (32,9% их общего количества), обработка древесины и производство изделий из дерева (кроме мебели) в 35 регионах (41,1%), производство бумаги и бумажных изделий в 31 субъекте Федерации (36,5%).

Предприятия лесного комплекса являются градообразующими в 38 моногородах (11,1% их общего числа в стране).

Общая площадь земель лесного фонда составляет 1,1 млрд га, запас древесины – 79,3 млрд м3. Характеристика лесного комплекса в структуре национальной экономики:

  • 0,75% валового внутреннего продукта;
  • 2,4% объема промышленного производства;
  • 2,1% общего объема экспорта;
  • 2,9% объема мировой торговли лесоматериалами;
  • 3,5% валютной выручки от экспорта;
  • около 2,3 трлн руб. – годовой объем производства продукции ЛПК;
  • 0,9% – удельный вес валовой добавленной стоимости ЛПК в общей ее стоимости по РФ.

В 2022 году заготовку древесины осуществляли 69 очень крупных (с объемом заготовки древесины по договорам аренды больше 500 тыс. м3) компаний и 402 крупных (100–500 тыс. м3). Их доля в объеме заготовки по стране составила 33% (59,1 млн м3) и 30% (54,4 млн м3) соответственно. Всего же в прошлом году было заготовлено 179,9 млн м3 при установленном объеме 274,9 млн м3.

Доходность лесного сектора экономики в 2022 году – 235,8 млрд руб., кроме того, 65,3 млрд руб. составили отчисления страховых взносов во внебюджетные государственные фонды. Размер совокупных платежей в бюджетную систему РФ на арендованном лесном участке в расчете на 1 м3 составляет 1238 руб., а с учетом страховых взносов – 1581 рубль.

Ключевой проблемой ЛПК России остается дефицит кадров. По состоянию на 1 января 2023 года число занятых в сегментах этого сектора экономики:

  • лесное хозяйство – 73,2 тыс. чел;
  • лесозаготовительное производство – 72,8 тыс. чел;
  • деревообрабатывающие производства – 196,4 тыс. чел;
  • целлюлозно-бумажное производство – 123,1 тыс. чел;
  • мебельное производство – 120,5 тыс. человек.

При этом 39% работающих старше 50 лет или пенсионного возраста. Ежегодная потребность в специалистах составляет от 3 до 15 тыс. человек, ежегодная потребность в целевой переподготовке кадров – более 7 тыс. человек.

Если оценивать кадровый потенциал отрасли по образовательному цензу, то в 2022 году 34,2% работников были с высшим профессиональным образованием, 27,9% – со средним профессиональным, а 37,9% – без специального образования. Годом ранее эти показатели были 39,0, 26,0 и 35,0% соответственно.

Заработная плата в основных сегментах ЛПК в 2022 году составляла в среднем 42 263 руб., текучесть кадров в отрасли по сравнению с уровнем 2021 года выросла на 7,5 пункта и достигла 26,9%.

В аренду передано 25,4% площади эксплуатационных и защитных лесов страны. С целью заготовки древесины в аренду передано 77% лесов. Но недостоверность сведений о лесном ресурсе (количественные и качественные характеристики) и непривлекательность аренды приводят к расторжению договоров аренды лесных участков по инициативе арендаторов, если в 2010 году было расторгнуто 350 договоров, то к 2022 году – уже 3016 договоров.

На лесных участках, переданных в аренду, освоение расчетной лесосеки составляет 57,0% – фактически заготовлено 164,4 млн м3 при допустимом объеме изъятия 288,4 млн м3.

15 субъектов Российской Федерации обеспечивают 74,7% заготовки древесины в целом по стране. Запасы древесины распределены неравномерно: около 75% приходится на азиатскую часть страны и только 25% – на европейскую. В производстве картина совершенно другая: 55% продукции механической переработки приходится на Европу и 45% – на Азию, а в ЦБП этот дисбаланс сильнее – 82 и 18%.

Отсутствие межрегиональных систем территориального планирования создания и размещения новых производств в лесном секторе экономики провело к созданию дефицита лесосырьевых ресурсов для действующих предприятий, располагающих производственной, вспомогательной и социальной инфраструктурой.

Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 февраля 2021 года №312-р, к 2030 году планируется существенно увеличить вклад лесного комплекса в экономику страны. Основными направлениями развития ЛПК названы ориентированное на экспорт производство целлюлозы и тарного картона и ориентированные примерно в равной степени на внутренний рынок и экспорт производство пиломатериалов, фанерно-плитных производств, мебели и деревянное домостроение.

Однако Стратегия развития ЛПК до 2030 года не учитывает влияния на отрасль геополитических факторов, которые на момент ее утверждения четко прослеживались. А влияние это весьма существенное. В 2022 году объемы экспорта продукции по товарным группам «Древесина и изделия из нее; древесный уголь», «Масса из древесины; регенерируемые бумага или картон», «Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона» в валютной выручке страны составили исторический минимум за последние 10 лет: 2,6%, или $1,2 млрд (на $15,9 млрд меньше, чем в 2021 году).

По данным Росстата, в 2022 году объемы производства по всем продуктовым линейкам за исключением мебели снизились по сравнению с уровнем 2021 года. При этом Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» предусматривает обеспечение к 2024 году экспорта продукции российского ЛПК в объеме $17,0 млрд. Согласно проекту к 2024 году распределение разных видов продукции в общем объеме экспорта продукции ЛПК должно быть следующим: пиломатериалы – 34,0%, бумага и картон – 21,0%, целлюлоза – 20,0%, фанера – 10,0%, пеллеты – 3,0%, мебель – 1,0%, прочие виды – 3,0%.

Но 37,5% объема экспорта по товарной группе «Древесина и изделия из нее» приходится на страны, которые ввели в 2022 году жесткие санкции в отношении отечественного ЛПК. Среди них Финляндия (5,9%), Япония (4,9%), США (4,4%), Эстония (3,3%), Нидерланды (2,8%), Англия (2,7%), Польша, Бельгия и Литва (по 1,6%), Дания и Италия (по 1,4%).

В регламенте Совета ЕС предусмотрены две группы ограничительных мер, которые могут оказать существенное влияние на работу ЛПК РФ. Одна относится к экспорту российских товаров, другая – к импорту как продукции, так и технологий в Россию. В частности, странам Евросоюза «запрещается покупать, импортировать или передавать, прямо или косвенно, товары, которые приносят значительные доходы России… если они происходят из России или вывезены из России». Государствам ЕС запрещено предоставлять Российской Федерации техническую помощь, посреднические и иные услуги, связанные с товарами и технологиями, которые могут способствовать укреплению российского промышленного потенциала, оказывать финансирование или финансовую помощь, связанную с производством таких товаров или технологиями, брокерские и другие услуги. Санкционное давление со временем только усиливается.

Введение секторальных санкций оказывает негативное влияние на инвестиционную составляющую ЛПК, особенно на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

За период реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов – с 2007 по 2022 год – общий объем инвестиций в модернизацию и создание объектов лесной инфраструктуры и промышленных предприятий, в совокупности для текущих и реализованных проектов, составил около 632 млрд руб. На долю полностью реализованных проектов приходится 225,4 млрд рублей.

В Северо-Западном федеральном округе реализуется наибольшее количество приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов – 57 проектов, или 35,8% их общего количества в стране. В Сибирском федеральном округе отмечены 29 проектов, включенных в перечень приоритетных, в Приволжском федеральном округ – 27 проектов. Наиболее капиталоемкие из них сейчас реализуются в Республике Коми, Красноярском, Пермском и Хабаровском краях, Архангельской, Вологодской, Костромской и Иркутской областях.

В настоящее время в перечне 159 проектов, из которых 88 проектов завершены, 71 – на стадии реализации. Фактически всего инвестировано 443 млрд рублей. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций у заемных средств – 483,1 млрд руб., или 76,7%. Собственные средства составляют 148,8 млрд руб., или 23,3%. Наибольший объем инвестиций (примерно 62%) привлекается в целлюлозно-бумажное производство, по 8% в деревообработку и производство древесных плит.

Подавляющее число приоритетных инвестпроектов – 76, или 47,2%, направлены на создание и модернизацию деревообрабатывающих мощностей по производству пиломатериалов, строганой продукции, мебельных щитов, клееных конструкций; 32 проекта – на развитие деревянного домостроения, 18 – на производство фанеры и т. п.

С сожалением приходится признать, что предприятия ЛПК сильно зависят от поставок зарубежного деревообрабатывающего оборудования. Аналогичное российское деревообрабатывающее оборудование не конкурентоспособно импортируемому, оно энергоемкое и непроизводительное, ненадежное, низкого качества, а заводы-изготовители не обеспечивают достойный сервис и не предоставляют комплексные инжиниринговые услуги.

За последние десятилетия в России была почти полностью утрачена база лесного машиностроения и техническая документация, а упадок отраслевой науки остановил разработки инновационных технологий производства машин и оборудования. Производство дерево-обрабатывающего оборудования не является объектом стратегического планирования, поэтому отраслевые машиностроительные предприятия недостаточно включены в систему государственной поддержки.

Для стабилизации экономических отношений и выработки оптимальной сбалансированной стратегии развития отечественного лесного бизнеса на текущий период и перспективу необходимы следующие меры:

  1. Переход на качественно новый уровень системы государственного управления лесами путем создания отраслевого федерального органа исполнительной власти, наделенного полным набором полномочий и компетенций, в том числе в части мер государственной поддержки предприятий лесного комплекса и развития лесного машиностроения.
  2. Субсидирование кредитных ставок, транспортных и иных расходов.
  3. Введение регулируемых государством цен, для которых должен быть определен верхний непревышаемый предел. Иначе в условиях неконтролируемого роста цен на услуги естественных монополий (электроэнергия, железнодорожные тарифы, тарифы на коммунальные услуги, материальные ресурсы и другие) невозможно будет ни прогнозировать, ни планировать развитие отрасли и внутреннего рынка потребления продукции ЛПК, в том числе развитие отечественного лесного машиностроения. Постоянное удорожание материалов заведомо создает неконкурентную цену продукции, производимой в стране, и не позволяет перестроить логистику поставок, если стоимость перевозки делает нерентабельным производство.
  4. В целях обеспечения финансовой стабильности предприятий, арендующих лесные участки в целях заготовки древесины, предоставление рассрочки (отсрочки) по внесению в бюджетную систему России платежей по договорам аренды лесных участков и их исчисление исходя из объемов фактически заготовленной древесины, а не допустимого ее изъятия. Экспертная оценка такой меры поддержки в 2021 году показала, что суммарно она составит 11 241,8 млн рублей.
  5. Снятие с арендаторов лесных участков обременений по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению и возложение этих обязанностей на региональные государственные бюджетные и автономные учреждения и финансирование их за счет средств федерального бюджета. По экспертной оценке, это позволит высвободить 23 635,5 млн рублей.
  6. Урегулирование вопроса о сроках реализации действующих приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов, обусловленное запретом поставок в Россию отдельных видов деревообрабатывающего оборудования, а также осложнениями в финансировании проектов.

Мощным стимулом развития внутреннего рынка потребления продукции глубокой переработки древесины с высокой добавленной стоимостью может стать комплексная программа по развитию в стране деревянного домостроения. Например, подпрограмма «Комплексное содействие инвестиционной и социальной привлекательности лесного хозяйства», включенная в состав государственной программы «Развитие лесного хозяйства», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №318. Она предусматривает предоставление средств федерального бюджета на приобретение деревянных домокомплектов для строительства новых или реконструкции имеющихся контор лесничеств и участковых лесничеств, строительства служебного жилья и индивидуальных жилых домов работниками государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений.

Как сохранить леса

Вопросам сертификации посвятили свои выступления заместитель генерального директора Российского института стандартизации Елена Лебединская и директор ООО «Ответственное управление лесами» (российская добровольная схема лесной сертификации «Лесной эталон») Николай Шматков.

«Пользоваться лесными ресурсами лесов нужно так, чтобы они не истощались, – напомнил Николай Шматков. – Ведь лес – это не только деревья, но и люди. До сих пор 15% населения России отапливают свои жилища дровами, а 90% жителей сел собирают в лесу ягоды, грибы, лекарственные и пищевые растения, охотятся. Наконец, в лесном секторе занято около 1 млн человек. Поэтому ответственные лесные практики нельзя поставить на паузу даже ненадолго, какими бы ни были внешние обстоятельства. Ведь чем лучше состояние лесов, тем лучше они выполняют свои функции – экономические, социальные и экологические». Николай Шматков пояснил, почему лесному бизнесу нужно сертифицироваться даже после закрытия экспорта и ухода международных систем добровольной сертификации. Это сохранение репутации компании и мощное конкурентное преимущество, особенно важное на фоне перенасыщенного предложением рынка. Торговые сети и крупные потребители запрашивают независимое подтверждение легальности и устойчивости, поэтому не стоит оставаться на обочине рынка в сложное время. Почему же ритейл и крупные потребители просят поставщиков сертифицироваться? Для них это соответствие политике закупок, способ управления экологическими и социальными рисками.

«Нельзя снижать планку социальной и экологической ответственности в лесном секторе», – подчеркнул глава «Лесного эталона», завершая выступление.

К цифровой трансформации готовы?

Рассказывая о происходящей «дигитализации» лесного хозяйства, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Вячеслав Спиренков напомнил ее основные этапы:

  • 2021–2022 годы: принят ФЗ-3 от 04.02.2021, лесные услуги выведены на ЕПГУ (10 из 13); создана система видеомониторинга лесных пожаров;
  • 2022 год: введены электронные сопроводительные документы (7,5 млн шт., объем древесины 315,2 млн м3); в ЛесЕГАИС учтены 481,2 тыс. складов и 50,1 тыс. производств; создана первая очередь ФГИС ЛК (цифровой двойник лесного хозяйства); • 2023 год – предусмотрен эксперимент по ведению ФГИС ЛК в Московской, Архангельской и Ульяновской областях и ввод в эксплуатацию ФГИС ЛК;
  • 2024 год – намечена интеграция ЛесЕГАИС 2.0 в составе ФГИС ЛК; контроль лесовозов и лесоизменений с помощью искусственного интеллекта; надзорная деятельность ФГИС ЛК.

Докладчик рассмотрел подробно некоторые из упомянутых подсистем ФГИС ЛК.

Подсистема учета лесов (ПУЛ). Назначение – учет сведений о лесах (границы лесов, количественное и качественное описание), в том числе их актуализация в процессе использования лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству.

Функции: учет лесов (ведение раздела I реестра лесов ГЛР), в том числе сведений о лесничествах, лесных кварталах, лесотаксационных выделах; ведение учетных и идентификационных номеров объектов; автоматизация исправления технических и реестровых ошибок; предоставление сведений в иные подсистемы; учет лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Тем самым ПУЛ формирует «электронный профиль» лесов Российской Федерации.

Подсистема использования лесов (ПИЛ). Назначение: автоматизация процессов использования лесов по договорам аренды лесных участков, договорам купли-продажи насаждений, соглашений и разрешений на использование лесов. Функции: учет сведений о лесных участках, лесосеках, договорах аренды лесных участков, договорах купли-продажи и других (ведение раздела II реестра лесов ГЛР); автоматизация процессов использования лесов (17 видов использования в рамках оказания государственных услуг лесопользователям); автоматизация проверок поданных лесопользователями сведений в процессе оказания государственных услуг (полномочия заявителя, полнота и достоверность сведений, результаты пространственного анализа и др.); учет баланса древесины на лесосеке; расширение перечня предоставляемых лесопользователю государственных услуг в электронном виде. ПИЛ обеспечивает учет результатов взаимодействия лесопользователя и должностного лица ОГВ.

Подсистема лесных карт (ПЛК). Назначение: «послойное» отображение сведений об объектах, обрабатываемых в подсистемах ФГИС ЛК, с привязкой к их географическому положению. Цели: визуализация границ и занимаемых учитываемыми объектами площадей (лесничеств, кварталов, выделов, лесных участков, лесосек и пр.) с использованием картографических основ ГИС ЕЭКО (топографическая основа, ортофотопланы); визуальное отображение основных объектов и их характеристик должностным лицам органов власти в модуле служебной лесной карты; отображение открытых сведений в свободном доступе в модуле публичной лесной карты в свободном доступе для неограниченного круга лиц; переход на «карточку» объекта в ГЛР для получения детальных сведений; предоставление «виджета» для картографического отображения объектов в иных подсистемах. Функции: создание пользовательских картографических основ (отсканированных лесных планшетов или спутниковых снимков и др.); предоставление инструмента графического проектирования объектов ГЛР для документов, подготавливаемых должностными лицами. То есть ПЛК является инструментом визуализации объектов ГЛР с использованием средств картографии.

Рабочее место должностного лица (РМДЛ, модуль ПВ), реализующее доступ к основным функциям ФГИС ЛК, включая процессы оказания государственных услуг и функций. Обеспечивает доступ пользователя системы к функциям ФГИС ЛК с учетом прав доступа и полномочий сотрудника, включая поиск объектов ГЛР и их отображение на служебной карте; отображение, группировка и фильтрация «заданий» должностного лица, сформированных системой для выполнения сотрудником задач и функций; предоставление инструментов индивидуальной настройки пользовательских интерфейсов. Функции: разработка интерфейсов и информационного наполнения модуля координационно-аналитического места руководителя (федерального уровня, уровня субъекта, уровня лесничества); создание аналитических и оперативных отчетов; планирование и мониторинг выполнения задач должностного лица.

Личный кабинет лесопользователя (ЛКЛ, модуль ППОД). Обеспечивает доступ лесопользователей к информации ГЛР, а также возможность обращения лесопользователем за оказанием государственных услуг при осуществлении им деятельности по использованию лесов. Возможности: формирование и отправка лесопользователем во ФГИС ЛК документов – лесных деклараций, отчетов об использовании лесов, отчетов об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении; запрос и получение выписки из ГЛР; управление личными данными и документами при осуществлении деятельности по использованию лесов.

Функции: обеспечение удобного доступа, поиска и навигации лесопользователя по архиву ранее сформированных документов в части взаимодействия с органом власти (договоры аренды, лесные декларации, разрешения на рубку и иные документы) независимо от способа подачи документов; расширение перечня предоставляемых государственных услуг в электронном виде. По сути, ЛКЛ является интерфейсом взаимодействия лесопользователя с органами государственной власти.

При всей кажущейся сложности меры цифровизации лесного хозяйства призваны нормализовать взаимоотношения внутри него, повысить прозрачность процессов и вывести их на уровень стабильно работающей системы.

Люди и машины

Разумеется, на специализированном мероприятии, посвященном лесозаготовке, нельзя было обойти вниманием работающую в лесу технику и обслуживающих ее специалистов. Президент Союза лесозаготовителей Павел Субботин экспрессивно обрисовал положение в действующем парке лесозаготовительной техники, задействованной в стране. Несколько цитат из его выступления в завершение этого небольшого отчета о конференции.

«Комфортная гонка за кубами приостановилась: если раньше мы могли себе позволить заготавливать лес задорого, то с закрытием экспорта в Европу покупать дорогостоящую технику стало нерентабельно, а сейчас уже и практически невозможно. С начала 2023 года практически вполовину сократилась потребность в древесине. Многие заготовители перешли с круглосуточной работы на одну дневную смену.

Спрос на пиломатериалы со стороны дружественных стран невелик, поэтому, чтобы бизнес оставался хоть сколько-нибудь прибыльным, необходимо снизить себестоимость заготовки древесины».

«Необходимыми запчастями пока обеспечивают за счет разборки б/у техники, а кто-то и свои старые машины пускает на "донорство" для рабочих машин.

Запчасти подорожали в два-три раза, а срок поставки увеличился до 34 недель – и это по так называемому параллельному импорту».

«Первыми из строя выходят харвестеры, они работают до первой серьезной или дорогой в ремонте поломки, а потом принимают удобное положение у забора и ждут своей незавидной участи.

Пользователи начали заметно бережнее относиться к технике. Как для заготовки, так и для вывозки: перегрузы – уже редкое явление, и они караются большим штрафом для операторов форвардера».

«На замену валочной машине возвращаются бензопилы. Даже возобновлены продажи "советских" бензопил "Урал". Так как гнаться за кубом и наращивать поставки древесины потребности нет, бригада вальщиков вполне может справиться с задачами, которые прежде выполняли сортиментные комплексы. Но тут появляется другая проблема – дефицит кадров, и "пересадить" операторов харвестеров не получится – далеко не все умеют обращаться с бензопилой».

«Так на чем и чем мы станем в будущем древесину заготавливать? Что уже научились импортозамещать? В первую очередь – и это правильно – наиболее востребованные детали, у которых небольшой срок годности: телескопы, стрелы манипуляторов как для харвестеров, так и для форвардеров, харвестерные ножи и вальцы для разных моделей пильных агрегатов, опорно-поворотное устройство для ВПМ и поворотных кабин. Освоено изготовление и восстановление поворотных колонн.

Есть надежда на помощь из Поднебесной. Китайские машины, которые могут считаться харвестерами, уже есть. Все только на гусеничном ходу, у всех примерно одинаковые характеристики, но валочная голова, скорее всего, с европейскими комплектующими. Система управления переведена на русский язык. А вот форвардеров наши китайские друзья пока не предложили.

Так что придется справляться своими силами. Взять, например, лесовозный полуприцеп с трактором МТЗ. Это, конечно, не форвардер, но как временный и недорогой выход в сложившейся ситуации вполне может иметь место. Например, в Белоруссии такой "эконом"-метод вывозки давно практикуется. Да, комфорт на минимуме, зато запчасти недорогие и всегда в наличии по всей России.

Лесозаготовительный комплекс готовит завод КамАЗ. Вся надежда на него, родного!» 

Текст и фото Леспроминформ