Партнеры журнала:

Автоматизация

Как эффективно управлять лесозаводом

Продолжаем разговор об автоматизации управления лесопромышленным предприятием. В этой статье мы расскажем о том, какие функциональные возможности, кроме управления производственным процессом, реализованы в программном продукте (далее ПП) «1С: Лесозавод 8».

В предыдущем номере журнала («ЛПИ» №   2, 2009) шла речь о подсистеме управления производством на деревоперерабатывающем предприятии. Но для того чтобы получить полное представление об эффективности деятельности предприятия, требуется несколько составляющих: оценка оперативного управления производственным циклом; анализ финансовой деятельности предприятия в целом; сопоставление результатов работы отдельных подразделений. Особенно это актуально, когда предприятие многопрофильное, то есть осуществляет несколько видов деятельности. Кроме того, очень важно, чтобы автоматизированная система управления охватывала все сферы деятельности организации, позволяла вести учет на всех участках и планировать основные ресурсы предприятия.

Этим требованиям в полной мере удовлетворяет программный продукт «1С: Лесозавод 8». Он разработан на основе решения «1С: Управление производственным предприятием» с учетом отраслевой специфики предприятий ЛПК, позволяет планировать и контролировать работу компании и, следовательно, управлять её финансово-хозяйственной деятельностью.

В этой статье мы опишем основные процессы управления предприятием, которые можно автоматизировать с помощью ПП «1С: Лесозавод 8».

Служба маркетинга

Планирование деятельности предприятия чаще всего начинается с планирования продаж. В составе ПП «1С: Лесозавод 8» имеется развитая подсистема управления службой управления отношениями с клиентами (CRM). Она включает в себя механизм учета потребностей в том или ином виде продукции или услуг − карточки клиентов, полную историю взаимоотношений с организацией или частным лицом, регистрацию обращений потенциальных покупателей, на основании которых можно анализировать рынок сбыта и прогнозировать спрос на продукцию предприятия.

Подсистема управления спросом позволяет регистрировать все контакты с клиентами и информировать о них всех заинтересованных лиц. В рамках системы формируется событие, и участники процесса, имеющие непосредственное отношение к нему, информируются об этом. Под событием понимается телефонный разговор с клиентом, электронное письмо, личная встреча, выставка, презентация, семинар, рекламная рассылка и многое другое.

Модуль управления взаимоотношениями с покупателями поддерживает процессы планирования и регистрации контактов, учета ответственных лиц, сферы их влияния и интересов, позволяет классифицировать покупателей по различным категориям, анализирует стадии взаимоотношений с покупателями.

Планирование продаж

В структуре ПП «1С: Лесозавод 8» есть развитые механизмы формирования планов: на основании статистических данных; по стоимости; на основании заказов покупателей; согласно производственной программе и т. п. Планирование продаж опирается на прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов, перспектив развития предприятия. Программный продукт предоставляет возможность формировать планы как по номенклатуре изделий, так и по группам номенклатуры, использовать различные стратегии для расчетов плана как в денежном выражении, так и в единицах изделий. Также планы можно корректировать коэффициентами для отражения динамики цен или сезонных колебаний спроса. Возможно использование разных стратегий планирования для разных каналов продаж или групп товаров. В целом модуль планирования представляет собой довольно основательный механизм, имеет развитые возможности планирования продаж, производства и закупок.

Планирование производства

На основании плана продаж формируется бюджет продаж, а по нему выполняется объемно-календарное планирование производственного процесса. Планы производства дают возможность оценивать выполнимость технологических операций.

Исходя из нормативов система позволяет управлять непосредственно технологическим процессом, а также планировать затраты как в натуральном, так и в стоимостном выражении. План производства составляется с детализацией до номенклатурных позиций, используемых материалов, рабочих центров. Под рабочим центром здесь понимается место выполнения технологической операции: станок, группа оборудования, цех. «1С: Лесозавод 8» предусматривает также формирование более детального, посменного графика производства и потребления и оценку его исполнимости с учетом запланированной загрузки ресурсов. Планирование на уровне производственного цеха в системе реализовано по принципу JIT (точно в срок). Оно позволяет сформировать план выполнения технологических операций по рабочим местам на основе заданной производственной программы. При этом учитывается время загрузки рабочих центров, имеется возможность учета ограничений технологических операций по ключевым ресурсам.

Для оценки любого плана (это может быть план производства или продаж) в системе можно определить ключевые ресурсы предприятия и задать для них принцип расчета. Таким образом, можно прогнозировать исполнимость плана с точки зрения требуемых для этого активов. Для оценки доступности производственных мощностей, а также для определения их загрузки можно использовать цеховые планы, которые определяют графики загрузки рабочих центров.

В «1С: Лесозавод 8» полностью реализован механизм ведения спецификаций и технологических карт. В спецификациях производится автоматический расчет расхода материалов как на единицу продукции, так и на основной материал − в зависимости от параметров изделия или характеристик материала, при этом нормируется возвратный отход. Предусмотрена работа с аналогами материалов.

Планирование материальных потребностей

Существует механизм детализации планов производства. С его помощью можно формировать потребности в закупках материалов, анализируя потребность в сырье, объем складских запасов и остатков незавершенного производства.

«1С: Лесозавод 8» обеспечивает менеджеров, отвечающих за снабжение, информацией, необходимой для своевременного принятия решений о пополнении запасов, для снижения затрат на закупки и четкой организации взаимодействия с поставщиками. План закупок формируется на основании уточненного плана производства. При этом конфигурация использует данные учета товарно-материальных ценностей предприятия. Планирование ведется с точностью до номенклатурной позиции и цели её использования − заказа, проекта, наименования готового изделия. Потребности в закупках товарно-материальных ценностей (ТМЦ) рассчитываются с учетом и свободных остатков ТМЦ на складах, и необходимости остаточного страхового запаса ТМЦ после выполнения производственной программы.

Конфигурация автоматизирует планирование запасов по следующим двум категориям:

  • операционные запасы − обеспечивают операционную деятельность предприятия;
  • страховые запасы − формируются для защиты от непрогнозируемого поведения покупателей и срывов сроков поставок заказанных товаров.
ПП «1С: Лесозавод 8» позволяет проводить оценку складских запасов, определять неотфактурированные остатки, работать со свободными остатками, проводить инвентаризацию материальных запасов.

Сведения о складских запасах могут вводиться в информационную систему с высокой степенью детализации: вплоть до характеристик товаров (цвет, размер, габариты и т. д.), серийных номеров и сроков годности. Также в «1С: Лесозавод 8» реализованы механизмы зонирования складского пространства для выполнения логистических функций.

Управление денежными средствами

Регистрируя операцию производственного процесса, можно одновременно указать материальные затраты (сырье), трудозатраты, наличие отходов, брака, услуги сторонних организаций. Так как в системе хранится информация о стоимости этих ресурсов, есть возможность оценить и запланировать потребность в финансовых средствах для оплаты этих ресурсов, а также рассчитать и проанализировать себестоимость выпуска продукции или полуфабриката.

Учет затрат и учет производственных операций в конфигурации может выполняться с точностью до подразделения, вида продукции, заказа покупателя. В «1С: Лесозавод 8» есть возможность получить довольно точную калькуляцию себестоимости конкретной продукции − по партиям выпуска, по заказчикам. Такая калькуляция может быть выполнена как для заготовительного предприятия (расчет себестоимости партий древесины на этапах заготовки и вывозки), так и для деревообрабатывающего предприятия (расчет себестоимости полуфабрикатов или готовой продукции). Учитывая, что на основе планов закупок можно прогнозировать расходование денежных средств на оплату сырья и материалов, оплату прочих ресурсов для производства, а на основании заказов покупателей − спланировать поступление денежных средств, появляется возможность сформировать платежный календарь, с помощью которого можно выявить кассовые разрывы и таким образом предупредить дефицит денежных средств. Это позволяет грамотно управлять денежными потоками (займами, кредитами, размещением свободных денежных средств и т. п.).

Конфигурация содержит средства автоматизированного управления денежными средствами предприятия, которые позволяют вести оперативный учет фактического движения денежных средств предприятия на расчетных счетах и в кассах и оперативное планирование поступлений и расходов денежных средств предприятия.

Бюджетирование

Общее планирование расхода и поступления денежных средств предприятия выполняется в рамках бюджетирования. Составляемый финансовый план − бюджет − это совокупность ориентиров и ограничителей для подсистемы управления денежными средствами.

В результате бюджетирования составляется совокупность согласованных финансовых планов: бюджет движения денежных средств; бюджет доходов и расходов; прогнозный баланс; оборотные бюджеты для отдельных подразделений и отдельных видов деятельности предприятия.

Бюджеты могут составляться как на ближайшие месяцы (текущее или уточненное планирование), так и на более длительные периоды (стратегическое или укрупненное планирование). Бюджетирование выполняет следующие функции:

  • экономического прогноза;
  • контроля результатов деятельности предприятия;
  • средства координации деятельности подразделений предприятия;
  • основы для принятия решений по развитию предприятия.

Бухгалтерский и налоговый учет

Вся хозяйственная деятельность предприятия находит отражение в бухгалтерском учете − самом сильном звене продуктов 1С. «1С: Лесозавод 8» поддерживает бухгалтерский учет по РСБУ с реализацией многофирменного учета, возможность ведения различных учетных политик в разных организациях и применения упрощенной системы налогообложения и ЕНВД по отдельно взятым видам деятельности. Поддерживаются самостоятельный налоговый учет, функции трансляции данных учета в МСФО, консолидация данных по правилам МСФО. Традиционно присутствует самый полный и регулярно обновляемый перечень регламентированных отчетных форм, поддерживаются все принятые формы электронной отчетности.

Зарплата и управление персоналом

Прикладное решение обеспечивает автоматическое начисление заработной платы и налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством, формирование необходимых бумажных документов, а также бумажной и электронной отчетности, связанной с начислением заработной платы.

В системе реализован мощный механизм управления человеческими ресурсами, автоматизирующий все процедуры, от набора персонала до повышения квалификации и отслеживания карьеры каждого сотрудника.

Управление персоналом не сводится к ведению личных дел работников и сбору соответствующих данных. Для успеха бизнеса необходим современный подход к отбору персонала, разработка системы мотивации и оценки деятельности работников.

Прикладное решение является автоматизированным инструментом кадровой политики предприятия. «1С: Лесозавод 8» помогает оценивать профессиональную отдачу каждого работника, выявлять наиболее перспективных людей, рационально расставлять кадры, создавать эффективное стимулирование и справедливую систему оплаты труда.

Оценка результатов деятельности

Для оценки результатов деятельности предприятия в системе предусмотрены два механизма. Первый − это оперативный анализ.

В этом виде отчетности отражаются изменения показателей − деятельности в указанный период, отслеживается большой набор показателей, от оценки складских запасов до дебиторской и кредиторской задолженности. В одном отчете можно получить полный срез деятельности предприятия. Второй механизм − это отчетность финансового анализа, позволяющая оценивать показатели баланса компании, такие как ликвидность, скорость оборота капитала, прибыльность, прибыль от инвестиций и т. п.

А что в итоге?

Мы описали основные процессы, которые можно охватить с помощью ПП «1С: Лесозавод 8». В соответствии с вышеперечисленным можно утверждать, что этот программный продукт является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета, и позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности лесопромышленного предприятия. При разработке конфигурации «1С: Лесозавод 8» учитывались как современные международные методики управления предприятием (MRP II, CRM, SCM, ERP, ERP II и др.), так и накопленный фирмой «1С» и партнерским сообществом опыт успешной автоматизации лесопромышленных предприятий, таких как ЗАО «Соломенский лесозавод», ОАО «ЛДК «Сегежский», ООО «Медвежьегорский леспромхоз», ОАО «Карелия ДСП», ООО «СП «Игирма-Тайрику», ООО «Северная лесозаготовительная компания» и др.

Герман ДЕРКАЧЕНКО, Ирина КАЛАШНИКОВА,
  компания «Диалог Информационные Технологии»