Персона

Артем Силкин: «Музей – это живой организм»

Как археологические деревянные находки позволяют заглянуть в будущее

Государственный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» находится на полуострове в дельте реки Свияги, впадающей в Волгу, в 40 километрах от Казани. Город-крепость, по преданиям, появился за одну ночь: Иван Грозный построил его совсем в другом месте, после чего бревна по воде сплавили до места слияния трех рек: Волги, Свияги и Щуки. На самом деле крепость возвели за месяц, разобрав для этого укрепления города Перевитска. Через год после этого Казань была взята, а Свияжск стал центром распространения христианства на территории нынешней Республики Татарстан.

Сегодня в состав музея-заповедника входят семь музеев, раскрывающих разные аспекты Свияжска как историко-культурного феномена, в том числе Музей истории Свияжска, Музей Гражданской войны в Поволжье, Художественная галерея. Но самый необычный – Музей археологии дерева, где можно пройти по территории древнерусского города. Однако директор ГМЗ «Остров-град Свияжск» Артем Силкин в разговоре с корреспондентом «ЛесПром¬Информ» пояснил, что археологические находки ценны не только для понимания прошлого, но и для развития в будущем.

– Артем Николаевич, в этом году музею, который специалисты называют уникальным, исполняется пять лет. В чем его особенность?

Артём Силкин
Артём Силкин

– На сегодня это единственный в нашей стране пример музеефикации археологического раскопа in situ, в котором представлена деревянная застройка. Особенности грунта в нижней посадской части Свияжска обусловили формирование так называемого влажного археологического слоя, то есть насыщенного водой, который консервирует органические материалы. Хорошо известны связанные с влажным слоем такие памятники, как Великий Новгород, Мангазея, но в России их гораздо больше – это Балахна, Березов, Самара, Ярославль и много других. Однако создать музей на основе обнаруженных артефактов из влажного слоя непросто. Древесина, как и другие органические материалы, извлеченные из консервирующего грунта, начинает подвергаться разрушающему воздействию кислорода и прочих факторов внешней среды.

Консервация таких артефактов – сложная и дорогостоящая задача. Для ее решения необходимо наличие технологий, специалистов и достаточного бюджета. Именно поэтому до создания свияжской экспозиции музеефицировались только отдельные находки. В Свияжске на площади 900 кв. м экспонируется больше 40 построек XVI–XVIII веков примерно из 800 деревянных элементов. В зоне открытого хранения размещено еще около 2500 единиц археологического дерева.

Помимо презентации истории Свияжска начальных веков его существования (напомню, Свияжск был построен в 1551 году, в царствование Ивана Грозного, как опорная крепость на границах Казанского ханства), Музей археологического дерева решает и важную просветительскую задачу. Его экспозиция наглядно демонстрирует твердые основы современной хронологии на трех независимых методах датировки – стратиграфическом, дендрохронологическом и радиоуглеродном: как складывались культурные слои, отражающие реальный исторический процесс, развивающийся во времени.

Следует также отметить, что сегодня Свияжск единственное место, где мы можем увидеть планировку и застройку русского города позднего Средневековья. Не реконструкцию, а исторические здания, стоящие на тех самых местах, где они были обнаружены! В силу того, что, в отличие от городов Западной Европы, традиционным материалом для построек русского города была древесина, мы часто плохо представляем себе реальный образ деревянного города того времени. И только в Свияжске есть возможность понять и увидеть его. Этому помогают и многочисленные интерактивные панели, включая двадцатиметровую анимированную панораму древнего Свияжска.

– Как Музей археологической древесины может развиваться дальше, если «все уже сделано» – остатки крепости и древнего города законсервированы и встроены в экспозицию?

– С созданием музейной экспозиции работа, конечно, не закончилась. Музей – живой организм, необходим постоянный мониторинг температурно-влажностного режима, а специалисты занимаются лабораторными исследованиями артефактов музея, которые хранят еще немало загадок. Так, например, недавние исследования позволили установить, что материалом для рукоятки одного из ножей, обнаруженных в Свияжске, послужила древесина африканского черного дерева. Как она сюда попала?

– В музее есть интересный раздел – реконструкция строительных технологий того времени: как древние мастера складывали бревна в срубы или без помощи пилы разбивали бревна на доски. Насколько они отличаются от сегодняшних (если не учитывать применение машин и механизмов)?

– Технологии возведения деревянных бревенчатых домов, с одной стороны, сохраняются почти неизменными веками, а с другой, конечно, совершенствуются. Например, сегодня никто уже не изготавливает доски методом расклинивания бревен. Очевидно, что гораздо проще и эффективнее это делать при помощи пилы. Однако в сельских населенных пунктах мы и сегодня можем увидеть применявшиеся еще в Свияжске приемы рубки – в охряпку, в заплот и другие. До сих пор используют и мох для конопачения построек. Кстати, и современное состояние лесов изменилось. В Свияжске для построек наряду с сосновой широко применялась древесина дуба. Сегодня уже сложно представить использование этой редкой, ценной и непростой в обработке породы для строительства срубов.

– Есть ли желание, к примеру, устроить интерактив и показывать настоящих мастеров, которые могли бы условно делать срубы?

– В наше время, к сожалению, навыки ручной работы стремительно исчезают. Все меньше остается мастеров, способных работать с деревом, понимающих и чувствующих этот материал. Сегодня только в Кижах удалось создать полноценный участок изучения деревянного зодчества и приемов традиционной обработки древесины всероссийского уровня.

Еще немного времени пройдет, и учить мастеров будет просто некому. Конечно, нам хотелось бы развивать направление деревянного зодчества и подготовки кадров для реставрации деревянных построек в Свияжске. Есть и участок, на котором можно было бы это сделать. Однако без воли и помощи государства это практически невозможно.

– Автор реконструкции – Александр Попов, реставратор по дереву из города Кириллова Вологодской области. Вы продолжаете сотрудничать с ним? А экспонаты из других музеев попадают к вам на реставрацию?

– Мы благодарны Александру Попову за его огромную работу по созданию музея. В настоящее время мы сотрудничаем на уровне консультаций в случае необходимости.

Учитывая неплохую реставрационную базу и опыт музея, наш музей-заповедник совместно с Институтом археологии АН РТ оказывает консультационную поддержку сторонним учреждениям и в состоянии предоставлять услуги по консервации предметов.

– Известно, что для музея была разработана специальная технология сохранения деревянных экспонатов. Как ее оценили ваши российские и зарубежные коллеги? Может ли она применяться для немузейных целей?

– Методика консервации была разработана под руководством лаборатории химических технологий реставрационных процессов Государственного научно-исследовательского института реставрации (Москва) совместно с научным сотрудником В. И. Гордюшиной.

Суть метода заключается в обработке дерева раствором Полиэтиленгликоль-1500 способом «мокрым по мокрому» и сушкой в условиях, приближенных к естественным. Антисептическая обработка осуществлялась 3%-ным раствором катамина. Было обработано около 3200 бревен и 900 находок из дерева. Работы по консервации и реставрации проводились Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан.

Схожие методики широко используются во всем мире. Например, знаменитый корабль «Ваза» в Стокгольмском «Ваза-музее» законсервирован именно полиэтиленгликолем.

Для укрепления современных строительных материалов полиэтиленгликоль или другие полисахариды не применяются. Все-таки музейные задачи отличаются спецификой. Однако исследования поведения археологического дерева, его физико-химических или механических свойств играют большую роль для понимании возможностей древесины в качестве современного возобновляемого строительного материала. Как вы знаете, сейчас и в странах Северной Европы, и в России начинают активно применять древесину даже для многоэтажного строительства, и применяемые технологии во многом основаны на опыте прошлых эпох и широко организованном тщательном изучении возможностей древесины.

– Сильно ли пострадал музей от снижения турпотока сначала в пандемию, затем из-за санкций? Какая ситуация сейчас, чего ждете от туристического сезона?

– Поскольку у нас музей-заповедник и объекты показа не только музейные экспозиции, но и территория исторического Свияжска с сохранившимися памятниками архитектуры XVI–XX веков, мы смогли уже в мае 2021 года открыться для посетителей и проводить экскурсии на воздухе с соблюдением необходимых ограничений. При этом по итогу пандемийного года общее число посетителей упало незначительно, так как весенний спад компенсировали возросшие летний и осенний потоки.

А санкции в плане количества туристов повлияли скорее благотворно. Процент иностранных посетителей в музее-заповеднике изначально был незначительным, а рост внутреннего туризма привел к очередному всплеску посещаемости. В прошлом году Свияжск посетили 1,3 миллиона туристов, в этом году ожидается более полутора миллионов.

– Какие задачи решает современный музей? Как изменились посетители вашего музея и насколько необходимо музею отвечать запросам публики?

– Круг задач очень широкий. Главной целью по-прежнему остается хранение, изучение и презентация подлинных историко-культурных материалов. Однако сегодня музей это и «третье место» для местных жителей, горожан из окрестных населенных пунктов (после дома и работы или учебы – общественная площадка, где люди проводят время. – Прим. ред.), и центр компетенций и сохранения традиционных навыков, и центр развития креативных индустрий, и многое другое.

Посетители, на мой взгляд, стали требовательнее к качеству и содержанию музейных экспозиций, но людям по-прежнему важно видеть подлинные экспонаты, прикасаться к настоящей истории. Во взаимоотношениях музея и аудитории следует учитывать интересы и посетителя, который в комфортных условиях должен иметь возможность изучить историю с использованием современных музейных методов, и интересы музея, который является накопителем и проводником знаний о реальных исторических процессах.

Конечно, миссия государственных музеев не только развлекать, но и образовывать посетителей, не только давать готовые решения, но и ставить вопросы, которое общество должно решать сообща. 

Текст Юлия Долганова
Фото: Максим Пирус, ГМЗ “Свияжск”