Регион номера

Поворот на Восток

Какими инструментами государство может поддержать бизнес

Хабаровский край – одна из наиболее динамично развивающихся российских территорий. В отличие от многих других регионов страны, Дальнему Востоку не пришлось серьезно перестраивать логистические цепочки и искать новых зарубежных партнеров после введения антироссийских санкций – здесь и раньше были сильны и активны связи с Юго-Восточной Азией и Китаем. Однако и у местной экономики есть проблемы, присущие России в целом и не связанные с нынешней геополитической ситуацией. В том числе дефицит квалифицированных кадров, старение производственных мощностей, внедрение новых технологий. Решаются они с помощью определенных инструментов.

Единая территория

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР или ТОСЭР) – экономические зоны с особым правовым режимом, призванные сформировать наиболее благоприятные условия для предпринимательской и иных видов деятельности, привлечения инвесторов.

ТОР «Хабаровск» была создана 25 июня 2015 года, включала четыре производственные площадки общей площадью почти 14 тыс. га и специализировалась на промышленном производстве, металлургии и сельском хозяйстве. В конце июня нынешнего года в эту зону вошли также территории опережающего развития «Комсомольск» и «Николаевск». Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Единая ТОР «Хабаровск» теперь включает города Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Николаевск-на-Амуре, а также рабочие поселки, сельские поселения и муниципальные районы Хабаровского края.

«Это позволит создать единую систему управления развитием этих территорий, в том числе за счет объединения действующих наблюдательных советов, а также повысить эффективность управления инвестиционной стадией их развития. С помощью включения дополнительных земельных участков на объединенной ТОР появятся условия для реализации программы "Дальневосточный квартал" в Хабаровске, а также инвестиционного проекта по запуску производства с глубокой переработкой древесины в муниципальном районе имени Лазо. Это позволит построить новые жилые кварталы, создать свыше 290 рабочих мест и привлечь в регион более 88,5 млрд руб. частных инвестиций», – указано на официальном сайте правительства РФ.

В свою очередь, глава Хабаровского края Михаил Дегтярев отметил, что объединение трех территорий в ТОР «Хабаровск» позволит сэкономить административные издержки, усилить оперативность в принятии решений по реализации и финансированию объектов инфраструктуры ТОР. «Мы улучшим сервисы взаимодействия с резидентами ТОР за счет централизации обмена и принятия решений на базе единой управляющей компании УК "КРДВ Хабаровск"», – заявил он.

По последним данным, в ТОР «Хабаровск» входят уже 97 резидентов.

По морям, по волнам

Еще одно направление деятельности ТОР «Хабаровск» – логистика. И в начале августа стало известно, что границы ТОР будут еще расширены – ради нового инвестиционного проекта в морском порту Николаевска-на-Амуре. Общий объем инвестиций в проект составит более 170 млн руб., планируемый период реализации проекта – два года.

Компания-оператор местного порта, получив статус резидента ТОР «Хабаровск», планирует в скором времени приступить к восстановлению и модернизации портовой инфраструктуры, что позволит поменять специализацию порта, удвоить его грузооборот и нарастить перевалку социально-значимых и промышленных грузов, как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Хабаровского края.

Морской порт Николаевск-на-Амуре единственный на Дальнем Востоке России порт класса «река – море». Здесь перерабатываются почти все виды грузов: генеральные, минерально-строительные, лесные, уголь, контейнеры. Кроме того, порт принимает пассажирские суда и располагает возможностями для ремонта кораблей. Существует он с середины XIX века, а модернизация портовых сооружений проводилась в последний раз еще во времена СССР.

«По современным требованиям, с точки зрения экологии нам необходимо поставить защитные экраны, ливневую канализацию, которая изначально при строительстве этого порта не была предусмотрена, – рассказал директор Николаевского порта Илья Терешенко. – То есть это ряд сложных технологических решений, работа над которыми уже идет. Дополнительно мы планируем изменить специализацию причала. Реализация проекта позволит нам более чем в два раза повысить грузооборот, эффективность и скорость обработки грузов, увеличить штат и создать новые рабочие места».

Отметим, что в настоящее время порт закрыт для иностранных судов, однако после модернизации ситуация может измениться. И это будет выгодно в том числе компаниям ЛПК, отправляющим свою продукцию на экспорт в страны Азии и Латинской Америки.

Дешевле и быстрее

С июля 2023 года также стали действовать новые условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Развитие промышленного производства» регионального Фонда развития промышленности (ФРП).

Как сообщили в министерстве промышленности и торговли края, в 2022–2023 годах на финансирование деятельности регионального ФРП из краевого и федерального бюджетов выделено 268,5 млн руб. Теперь минимальное обязательное финансовое участие самой компании может составлять всего 20% вместо 50%, как было ранее, а срок рассмотрения заявок на получение льготного кредита не больше двух недель, то есть сократился почти вдвое. «Ускорение сроков рассмотрения заявок и снижение минимальной суммы собственных вложений – реакция на поступающие к нам обращения. Сейчас мы нацелены на ускорение и автоматизацию всего процесса выдачи займов», – отметила и. о. директора фонда Екатерина Ермакова.

Одна из хабаровских компаний уже к осени получит по ускоренной схеме 20 млн руб. для дооснащения производства домокомплектов.

Кстати, Хабаровский край в 2023 году стал одним из 11 пилотных регионов для тиражирования системы обратной связи с инвесторами в совместном проекте Минэкономразвития и АНО «Диалог Регионы». Система должна ускорить решение вопросов и проблем предпринимателей и инвесторов в Хабаровском крае.

Вырастить для себя

Кадровый голод сегодня испытывают почти все регионы нашей страны и все отрасли промышленности. Справляться с этим дефицитом необходимо сразу двумя путями: повышением производительности труда и привлечением в экономику новых рабочих рук, прежде всего молодежи.

Первую задачу успешно решает национальный проект «Производительность труда». Информации о компаниях из Хабаровского края, которые принимают в нем участие, нам найти не удалось. Но есть пример из Приморья: летом прошлого года в нацпроект вступили лесообрабатывающие предприятия – ООО «Гранит», ООО «Лесозаводский ЛПК» и ООО «СЛПК-ГРУПП».

Что касается подготовки кадров, то тут прежде всего важна правильная работа на перспективу. В числе пяти флагманских инициатив, которые сейчас реализуются в Хабаровском крае, на решение проблемы кадрового дефицита нацелена «Интересная работа, достойная зарплата». Это направление работы включает и более тесное взаимодействие системы профобразования и будущих работодателей. «Партнеры оказывают нам различную поддержку, например, в виде пиломатериалов, учебной литературы, специализированной рабочей одежды, запасных деталей для автотехники, – рассказал директор Лесопромышленного техникума в Комсомольске-на-Амуре Виктор Бобин. – С учетом их пожеланий ежегодно обновляются все наши образовательные программы. Более того, работодатели выступают в роли экспертов во время итоговой аттестации выпускников».

Кроме того, необходимо готовить молодежь к различным сценариям применения своих знаний и навыков, считают эксперты. Так, Краевой центр образования недавно получил грант в размере 9 млн руб. от Российского движения детей и молодежи «Движение первых» на популяризацию технического творчества по направлению беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). На эти средства во всех районах Хабаровского края будут созданы опорные центры по обучению управлению БПЛА. А в будущем обученные операторы дронов могут помогать в том числе в лесном хозяйстве, к примеру, при мониторинге лесов, и в смежных областях. 

Текст Юлия Долганова

Другие статьи рубрики Регион номера: Хабаровский край

Обзоры ЛПК регионов России