Эксклюзив

Драгоценный статус

Что общего между лазерной резкой и состариванием дерева при помощи ореховой скорлупы? Оказывается, оба эти метода используют ювелиры для изготовления уникальных украшений из дерева.

В Санкт-Петербурге в марте в одном из залов компании «Паркет‑холл» прошла международная выставка ювелирных украшений из дерева Good Wood. Идея собрать украшения из дерева в одной экспозиции принадлежала известному

петербургскому ювелиру Олегу Тихомирову. Ведущие ювелиры из Финляндии, Швеции и России привезли в Петербург более 60 работ, в которых дерево сочетается с драгоценными камнями и металлами.

«Все знают, что драгоценные металлы и камни обладают определенными свойствами: они красивы, редки и прочны. Но мало кто из ювелиров увидел точно такие же достоинства в ценных породах древесины, − рассказывает куратор проекта Наталья Корогодова. − Думаю, времена, когда редкие породы древесины, такие как венге или эбеновое дерево, ценились на вес золота, возвращаются».

В Европе изготовление ювелирных украшений из дерева уже стало дизайнерским трендом − множество ювелирных домов и художников эксплуатируют эту идею. В России, напротив, ценителей подобных украшений пока немного, а драгоценности с приставкой «эко» ещё не стали надоедливой mass production.

Современные художники (а именно так называют себя ювелиры, работающие с деревом) следуют «духу» материала, используя его природные достоинства: цвет, структуру, плотность, различные ритмы и рисунки фактуры. Шелковистый блеск и твердость эбенового дерева, выразительность структуры состаренного дуба, легкость древесины груши, благородство резного ореха − каждая порода передает свое настроение, а каждый пласт древесины неповторим, как отпечаток пальца.

Древесина − удивительный материал, который с легкостью «принимает» как передовые технологии, так и методы обработки, использовавшиеся ювелирами прошлого. И экспонаты выставки − наглядное тому подтверждение.

Столетние рисунки

Одна из технологий, которую используют ювелиры при создании украшений, − искусственное старение. Это дерево выгодно подчеркивает красоту рисунка древесины. Того, что делают с древесиной в естественных условиях влага, ветер, перепады температуры и солнце в течение десятилетий, ювелиры добиваются, обрабатывая её различными составами или применяя специальные установки. При помощи пескоструйного аппарата сжатый воздух с абразивом удаляет из массива древесины мягкие волокна, благодаря чему появляется рельеф, присущий старому дереву.

«При создании украшений из коллекции „Японский сад“ и „Утраченный рай“, я использовал пескоструйную технологию искусственного старения. Интенсивность старения дерева зависит от того, какой абразивный материал заряжается в пескоструйный аппарат, − рассказывает петербургский ювелир Олег Тихомиров. − Так, если в качестве абразива взять ореховую скорлупу, то она снимает очень тонкий слой. Эта техника обычно применяется в реставрации, когда надо снять тонкую пленку лака с деревянного покрытия. Более твердые наполнители-абразивы создают более глубокую текстуру».

Существует несколько вариантов обработки − от легкого старения, когда на поверхности появляется чуть заметная шероховатость, до грубого, глубокого старения, при котором глубина неровностей составляет 2−3 мм.

Состарить дерево можно и с помощью тонирования. «Обычно, чтобы изменить тон древесины, прибегают к травлению специальными составами, − добавляет Олег Тихомиров. − Железный купорос, хромпик − наиболее распространенные вещества для тонирования. Лучше всего тонируются дуб и орех».

Оригинально смотрится золочение, особенно если оно наносится уже на готовую фактуру, например на состаренное ребристое дерево. Многие работы при изготовлении деревянных ювелирных изделий выполняются, как и при реставрации, под микроскопом с 12-кратным увеличением.

Лазерный дизайн

Серьги из эбенового дерева с аметистами и серебром, представленные на выставке Good Wood, − первая работа дизайнера, художника и ювелира Анны Терещенковой, в которой она использовала дерево. До этого Анна работала с эмалями и металлами. Первая же творческая попытка подчинить себе твердое и труднообрабатываемое эбеновое дерево закончилась успехом − деревянные пластины были обработаны на аппарате, который выполняет фигурную лазерную резку.

«Я никогда ничего не делала из дерева − это очень „сложный“ материал. Серьги с аметистами, представленные на выставке Good Wood, − мой первый опыт. Признаюсь, я сразу принялась за несколько ювелирных украшений, надеясь, что все получится быстро и хорошо. Ничего подобного. Я поняла, что вырезать узоры на таком плотном дереве крайне сложно и долго. После нескольких попыток я просто нарисовала узор на компьютере и отнесла в мастерскую, − рассказывает Анна Терещенкова. − Вручную подобный орнамент сделать на таком небольшом кусочке древесины невозможно. Фирма, в которую мы обратились, не давала никаких гарантий, поскольку они режут лазером только пластик. Но, прежде чем отдать серьги на лазерную обработку, я целый день выпиливала две тоненькие эбеновые пластиночки».

«Лазерная резка − это новые возможности, благодаря которым черновую работу может выполнять машина. Она позволяет создавать четкие орнаменты, делать более тонкие сквозные узоры на дереве, подготавливать основы для барельефов, − рассказывает о новом методе Олег Тихомиров. − Неудивительно, если так откроется новая страница ювелирного искусства Петербурга».

Конечно, само по себе использование лазерной установки не ноу‑хау в ювелирном деле. На полках ювелирных магазинов лежат сотни золотых кулонов с выгравированными лазером изображениями знаков зодиака. Главное в идее Анны Терещенковой − сочетание архаичности дерева с ультрасовременными технологиями, которое и дает потрясающий результат. Тонкие древесные пластины теперь можно украсить барочным орнаментом, который невозможно вырезать вручную.

«Резьба, выполненная вручную, красива, но требует долгих лет практики. Сейчас я делаю новую коллекцию украшений из дерева с применением техники лазерной резки, − делится планами Анна Терещенкова. − Как человеку, который много лет работал на компьютере, мне легче воплотить свои идеи в жизнь таким способом. Думаю, от этого изделие ничуть не теряет ценности».

Демократичная красота

Ценовая политика европейских и российских ювелиров сильно различается. За границей существует четкое разграничение между ювелирными изделиями, изготовленными «на поток», и эксклюзивной вещью. Европейский ювелир, который продумал технологию и дизайн изделия, просто не имеет права просить за него мало − таков подход к работе мастера за рубежом. В России ситуация обратная: подобных украшений, как и их ценителей, пока не так много, поэтому художники вынуждены продавать их дешевле заморских аналогов.

«Экспонаты, представленные на выставке Good Wood, недорогие: их стоимость − от 3 до 20 тыс. руб. Как видите, цена очень демократичная. Искусство, по моему мнению, должно быть доступным, − объясняет ювелир и дизайнер Анна Терещенкова. − Конечно, можно выставлять свои работы и дороже. Но украшение стоимостью 40 тыс. руб. будет продаваться месяц, а то и дольше. Конечно, в Европе есть коллекционеры, которые готовы покупать работы по такой цене; у нас, к сожалению, ситуация обратная».

Продавать свои украшения за границу ювелиры, работающие с деревом, пока не хотят. В Петербурге клиентов, несмотря на кризис, хватает. «Основные клиенты − женщины 40−55 лет, как правило, имеющие собственный бизнес. Они знают толк в красивых вещах, и их вкус уже не удовлетворяют те изделия, что лежат на полках ювелирных магазинов, − говорит Анна Терещенкова. − Молодежь сегодня, напротив, нацелена на бренды. Молодым девушкам хочется чего-то модного и броского, поэтому они не интересуются украшениями из дерева».

Оксана КУРОЧКИНА