«Архнева 2025»
Объявлены победители молодежного практикума по деревянной архитектуре
1–7 июня в парке Санкт-Петербургского лесотехнического университета им. С. М. Кирова прошел молодежный архитектурный практикум «АрхНева», результатом которого стало возведение тематических объектов с применением материалов и конструкций из древесины.
На участие в конкурсе «Дерево памяти: пространства осмысления» с посвящением 80-летию Победы в Великой Отечественной войне было подано около 40 заявок. Экспертный совет практикума отобрал самые интересные и яркие проекты. Задача участников – создать малую архитектурную форму, инсталляцию или арт-объект в память о событиях войны для осмысления истории.
По итогам конкурсного отбора, для возведения объектов на площадке ГЛТУ им. С. М. Кирова собрались шесть команд шести архитектурных вузов и профильных кафедр страны:
- «Комель», ГЛТУ им. С. М. Кирова (Санкт-Петербург);
- «Архестр», РГХПУ им. С. Г. Строганова (Москва);
- «Кипрегель», Академия художеств им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург);
- SylvaMemoria, Политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург);
- «Путешественники во времени», Казанский государственный архитектурно-строительный университет (Казань);
- «В пространстве», СПГХПА им. А. Л. Штиглица (Санкт- Петербург).
Два «подготовительных» месяца ребята вместе с опытными наставниками создавали макеты, экспериментировали с формами конструкций, посещали лекции и консультировались с ведущими экспертами в области деревянного строительства – конструкторами, производителями современных материалов из древесины, лакокрасочных покрытий и крепежных систем. Потом была неделя монтажа конструкций, а 7 июня состоялось торжественная церемония открытия экспозиции. Команды презентовали свои проекты жюри и гостям вернисажа, и были объявлены победители.
«Для организаторов все шесть объектов, все шесть команд, которые получили право реализовать свои задумки в парке ЛТУ – все они уже победители. Это было настоящее испытание для всех: за шесть дней своими руками, пусть и при помощи наставников, партнеров и волонтеров, мальчики и девочки, большинство которых до этого молотка не держали в руках, построили такие масштабные объекты, мы очень гордимся всеми», – поделилась Анна Фукс, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения, соорганизатора «АрхНевы 2025».
Сильное эмоциональное впечатление на членов жюри произвела ротонда – объект под названием «Свет памяти» команды «Кипрегель» Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина. Из презентации объекта: «Круглая в плане конструкция символизирует бесконечность и единство. Внутри арт-объект из подвешенных деревянных реек, которые, соприкасаясь на ветру, создают звук "шепота" – голосов тех, кто сражался за мир. В центре можно подвесить бумажных журавлей как символ памяти и связи поколений».
Как отметил председатель жюри практикума, архитектор Тотан Кузембаев, получился очень легкий светлый объем. Воспоминания о людях превращаются в белых нежных птиц. Каждый может закрепить своего журавлика на легкие рейки, присесть на подиум внутри ротонды и увидеть оживающих на ветру птиц, услышать легкий трепет светлых душ тех, кого с нами нет.
Казалось бы, что нового может быть в ротонде как архитектурной форме? Однако, как заявил член жюри архитектор Александр Леонов, у каждого исторического времени своя ротонда, в XXI в. – вот такая. Ротонда реализована с применением доски, LVL-бруса и фанеры. Наставником команды «Кипрегель» выступила главный архитектор SWS Group Светлана Титова.
Вторым победителем практикума стала команда «Комель» СПбГЛТУ им. С. М. Кирова с объектом «Маскировочная сеть». «Арт-объект отсылает к маскировочным сетям времен войны – символу защиты жизни, памяти и искусства. Военные маскировки скрывали шпили, купола и памятники, стирая ориентиры с карты города, превращая знакомые силуэты в незаметные. Открытая композиция из "лепестков" сети собирается вокруг грубо сложенного деревянного короба. Внутри – пустота, окно в небо и ощущение уединения. Это укрытие создано не для вещей, а для самого ценного, что нужно защищать, – человека. Проект исследует границу между утратой и сохранением, между тревогой и стремлением защитить. Сеть – это образ укрытия, в котором человек остается человеком – с памятью, страхами и надеждой», – так описала команда свой проект в презентации. Арт-объект создан из бревна, доски и стального троса. Наставник команды – руководитель SOLOarch Александра Алексеева.
Специальный приз партнера практикума – компании Himtex получил самый масштабный объект экспозиции – «Строки памяти» команды из Москвы РГПХУ им. С. Г. Строганова «Архестр». «"Строки памяти" – это попытка поговорить о войне простым и понятным языком через знакомые символы и образы. Форма беседки отсылает к фронтовым письмам-треугольникам – символу живой связи, в которой смешивались тревога, любовь и ожидание. В центре вращающиеся кубы, которые можно тронуть, словно прикоснуться к прошлому лично. В основе проекта – стихотворения Давида Самойлова "Сороковые" и Роберта Рождественского "Баллада о маленьком человеке...". Это пространство, где прошлое становится ближе, а тишина говорит больше, чем слова», – указано в описании проекта. По словам наставника команды «Архестр» Антона Кирмеля из строительной компании «УтКи», студенты РГПХУ им. С. Г. Строганова всю проектную и сметную документацию предварительно разрабатывали самостоятельно, а непосредственно в парке ЛТУ под руководством наставников в течение шести дней пилили, строгали, размечали, учились забивать гвозди, выпиливать из фанеры, выжигать, получили первый, но такой неоценимый опыт строительства.
Член жюри архитектор Алексей Комов, высоко оценив «Строки памяти», отметил, что основательность объекта, проработанность деталей – все говорит о том, что его создавали студенты именно «Строгановки». Объект «Строки памяти» создан из доски, бруса, рейки и фанеры.
Арт-объект «Внимание!» команды «В пространстве» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица со своим наставником, основателем компании «Карелия» Сергеем Лычагиным, создали из доски, бруса и металлоконструкций. Особенность проекта – интерактивное звуковое оформление.
«Юрий Левитан – советский диктор, голос которого звучал в самые судьбоносные моменты истории. Так и в этом объекте зритель идет за этим голосом, погружаясь в прош¬лое. В основе формы спектрограмма исторического радиосообщения о капитуляции фашистской Германии, завершающегося песней "День Победы". Объект делится на три смысловые части: неизвестность – музыкальное вступление, предваряющее речь диктора на фоне тревожного ожидания вестей; напряжение – кульминационный момент как в объекте, так и в записи, усиливающаяся пластика объемов и элементов; освобождение – торжественные слова о Победе и растворяющийся ритм элементов конструкции», – рассказывают авторы арт-объекта.
«Огонь памяти» – мемориальный объект команды Sylvamemoria Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого посвящен студентам и преподавателям Лесотехнической академии, а также всем, кто в годы войны сохранил честь, мужество и верность своему делу. Конструкция из дерева имеет две стороны: лицевую – светящиеся «свечи памяти», сквозь которые проходит мягкий свет – символ живой неугасаемой памяти; обратную – распахивающиеся створки, за которыми скрыта просвечивающаяся пластина с историей академии времен войны. Название переводится с латинского как «лесная память» и подчеркивает связь с природой, наукой и идеей вечности.
Объект построен с использованием доски, бруса, стекла и оргстекла. «В процессе работы над проектом нам пришлось столкнуться с разными материалами, хочется сказать, что дерево – самый дружелюбный. Например, стекло, не прощает малейшей неточности, ошибки, а деревянные детали можно исправить, подогнать, это мы испытали на собственном опыте», – отметила архитектор Александра Зацепина, выступившая наставником команды.
«Путешественники во времени», команда Казанского государственного архитектурно-строительного университета, построила «Коридор времени». Это малая архитектурная форма, посвященная Блокаде Ленинграда. «Мы стремились передать путь от тревоги к надежде. Постепенно учащающийся ритм реек напоминает стук метронома – как в блокадном Ленинграде. Пространство сужается, свет тускнеет, древесина темнеет – напряжение нарастает. В самом центре – темнота и тишина. Но даже здесь остается просвет – надежда не уходит. К выходу становится светлее, ритм выравнивается, тьма отступает», – рассказали создатели в презентации. «Коридор времени» сделан из доски, бруса и металлоконструкций. Наставником команды «Путешественники во времени» стал ландшафтный продюсер Сергей Лычагин.
Всю фестивальную неделю возводить объекты помогали волонтеры из колледжа СПбГЛТУ им. С. М. Кирова и представители партнеров практикума.
В перспективе развития проекта планируется регулярно проводить практикумы в разных городских локациях – парках, набережных, садах и т. д.
«Это не просто мастер-классы, это интенсив с уникальными условиями, который дает возможность молодежи получить опыт возведения объектов под руководством наставников с реальным опытом, получить обратную связь от мэтров о своих работах, а главное – принять участие в формировании городской среды, сделать наши общественные места более красивыми, наполненными смыслами. Надеемся, что наша инициатива получит широкую поддержку в городе и на следующий год мы проведем практикум в новой локации», – подвела итог мероприятия Анна Фукс.
«Конечно, нам нужны молодые кадры! С этой же целью мы придумали для студентов и воплотили фестиваль "АрхНева", – добавила основатель и соорганизатор практикума Александра Алексеева. – Мы, кураторы-наставники, помогали, подсказывали, подталкивали, но иногда и осекали своих подопечных. Причем мы говорили не только о концепции, но и о технической части – учили молодых архитекторов составлять сметы и всю рабочую документацию.
Так что теперь подрастающим архитекторам, которые интересуются деревянным домостроением, есть где учиться! Главное – их вовлеченность».
«СПбГЛТУ им. С. М. Кирова гордится партнерством в организации молодежного архитектурного практикума “АрхНева”, – сказала ректор вуза Ирина Мельничук. – Это важная инициатива позволила студентам проявить себя, получить ценный практический опыт и внести свой вклад в формирование городской среды. Создание малых архитектурных форм, посвященных памяти о войне, требовало не только творческого подхода, но и глубокого уважения к истории. Благодаря совместным усилиям студентов, наставников и экспертов были созданы уникальные арт-объекты, которые стали не просто украшением парка университета, а настоящими символами героизма и стойкости нашего народа. Мы верим, что арт-объекты будут вдохновлять жителей и гостей города на размышления о прошлом и о ценности мира».
Текст и фото по материалам АДД






