Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Плюсы и минусы для привлечения инвестиций

Правительство Омской области заинтересовано в привлечении в экономику региона отечественных и иностранных инвестиций для обеспечения развития приоритетных отраслей.

Результат роста инвестиционной активности отражается в рейтингах Омской области.

В 2008 году рейтинговое агентство Moody's Investors Service присвоило Омской области кредитный рейтинг по международной шкале в местной и иностранной валюте на уровне Ва2 (прогноз стабильный). Одновременно рейтинговое агентство Moody's Interfax подтвердило рейтинг области по национальной шкале на уровне Aa2.ru.

Оценивая перспективы освоения лесов региона, необходимо прежде всего выявить конкурентные преимущества и ключевые (ограничивающие) факторы развития лесного сектора экономики Омской области.

К конкурентным преимуществам можно отнести то, что Омская область обладает выгодным географическим положением. Город Омск - центр деревообработки и перевалки готовой лесопродукции - стоит на точке пересечения основных транспортных путей, связывающих Урал и Центральную Россию с регионами Сибири и Дальнего Востока (Транссибирская железная дорога и автомобильная магистраль М-51) с рекой Иртыш, протянувшейся в меридиональном направлении.

Омская область обладает значительным потенциалом: кадровым, природным, инвестиционным. Устойчивое развитие высокотехнологичных секторов экономики (нефтеперерабатывающей, химической, машиностроительной, пищевой промышленности) с высоким уровнем оплаты труда обеспечивает увеличение потребительского спроса, в том числе на лесные ресурсы.

Вместе с тем Омская область обладает значительным потенциалом развития малого предпринимательства. Позитивная динамика в этой сфере обеспечивалась расширенным спросом на услуги малых предприятий в связи с ростом инвестиционной и строительной активности региона, в том числе производства строительных конструкций из древесины и деревянного домостроения.

При сравнительно небольших запасах древесины (по состоянию на 1 января 2008 года - 579,4 млн м3, в том числе спелой - 293,8 млн м3) область имеет в перспективе значительный потенциал роста ее заготовки. Показатель освоения расчетной лесосеки по рубке спелых, перестойных насаждений (7,4 млн м3) в 2007 году составил 6,4%.

Проанализировав среднегодовые объемы лесозаготовок прошлых лет, можно сделать вывод, что в Омской области ежегодно есть возможность заготавливать более 3 млн м3 древесины. С учетом развития лесозаготовительной и лесоперерабатывающей техники в оборот лесозаготовок будут включаться лиственные насаждения, насаждения в труднодоступных местах, что еще больше увеличит ежегодный объем лесозаготовок.

К ограничивающим факторам привлечения инвестиций в ЛПК региона можно отнести высокую затратность экономики вследствие суровых климатических условий, низкой производительности труда, высоких тарифов на продукцию естественных монополий.

Низкая инвестиционная активность в лесном секторе экономики объясняется недостаточным числом крупных промышленных предприятий. Большой сегмент рынка представлен местным населением, индивидуальными предпринимателями, что не обеспечивает концентрации сырья и комплексного рационального использования древесины.

Затрудняет приток инвестиций в региональный ЛПК и неразвитая транспортная инфраструктура. Протяженность дорог на 1000 га общей площади лесничеств северного лесоэкономического района Омской области, где сосредоточено 90,8% эксплуатационного фонда области, составляет в среднем 2,9 км.

Кроме того, в эксплуатационном фонде лесов Омской области преобладает древесина мягколиственных пород (87,5%). Низкий уровень освоения действующей расчетной лесосеки, рубки спелых, перестойных насаждений по мягколиственному хозяйству (4,6%) ведет к накоплению перестойных древостоев и утрате ими технических качеств, снижает продуктивность лесных насаждений и в перспективе отрицательно повлияет на динамику лесного дохода.

В регионе нет достоверной информации о лесном фонде для реальных прогнозных расчетов и лесного проектирования на значительной части территории лесов Омской области (79,2% общей площади). На период разработки лесного плана площадь лесов с обновленной лесотаксационной информацией составляет 1233,1 тыс. га (всего 20,8%).

Относительно низкое качество условий жизни работников лесного хозяйства и лесной промышленности является причиной проблемы старения кадров в лесном секторе экономики области. Качество жизни - одно из значимых условий инвестиционной привлекательности района, а зачастую является и критическим фактором в состязании за талантливых и квалифицированных специалистов.

На сегодняшний день основным источником инвестиций являются финансовые ресурсы, привлеченные предприятиями, на долю которых приходится около 90% суммарных капиталовложений в отрасль. Фактически большинство лесопромышленных компаний Омской области сейчас имеют возможность вкладывать средства только в поддержание в рабочем состоянии имеющихся мощностей. В лучшем случае речь может идти о строительстве сравнительно небольших новых производств. Для кардинального изменения ситуации в лесном комплексе и максимального использования его потенциала требуются совершенно другие масштабы инвестиций. Обеспечиваемый в настоящее время объем инвестиций в несколько раз меньше необходимого для динамичного роста отрасли.

Тем не менее в развитии лесного комплекса Омской области отмечаются определенные позитивные сдвиги. Так, в условиях стабильного увеличения внутреннего и внешнего спроса продолжается рост производства основных видов продукции деревопереработки, при этом отмечается увеличение спроса на березу - основную лесообразующую породу региона. Прирост объемов промышленного производства к предыдущему году по виду экономической деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева» в 2002 году составил 31,4%, в 2004-м - 50,3%, в 2005-м - 42,5%, в 2006 -м - 1,9%, в 2007-м - 7%. Кроме того, намечается формирование новых сегментов спроса с долгосрочной перспективой развития (переработка отходов лесо- и деревообработки, замена привозного угля и мазута на более дешевое топливо древесного происхождения в лесных районах).

В регионе создаются механизмы государственно-частного партнерства (примеры - ЗАО «АВА Компани», ООО «Экорт Дом», ООО «Пологрудовский леспромхоз» и др.), развивается сеть федеральных и областных дорог общего пользования, способных выполнять функции магистральных лесовозных дорог (это строящиеся и проектируемые дороги на трассе Тюмень - Тара - Томск (Новосибирск)). В связи с началом освоения севера Омской области крупными российскими нефтяными компаниями открывается перспектива их привлечения к строительству технологической дорожной сети, которая даст доступ к территориям с нетронутыми запасами спелой и перестойной древесины.

Иван ЯКУБОВ

Справка

Законы, принятые правительством Омской области для привлечения инвестиций в регион

В целях установления режима наибольшего инвестиционного благоприятствования на территории Омской области правительство Омской области проводит активную работу по формированию и совершенствованию правовой базы. Закон Омской области от 20 декабря 2004 года №594-ОЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области» определяет правовые основы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории региона, формы и порядок ее осуществления органами государственной власти Омской области. Законом определены принципы государственной поддержки инвестиционной деятельности, закреплен порядок обеспечения прав и законных интересов инвесторов, система гарантий инвестиционной деятельности в области.

Для стимулирования роста экономики в 2008 году были предусмотрены различные формы государственной поддержки отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, жилищно-коммунального комплекса. Основные условия использования различных форм государственной поддержки - соответствие инвестиционных проектов приоритетам социально-экономического развития Омской области, многократная отдача вложений бюджетных средств, обеспечение роста занятости населения, повышение оплаты труда, финансирование социальных проектов.

Для держателей инвестиционных проектов законом Омской области от 20 декабря 2004 года №594-ОЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области» предусмотрены следующие формы государственной поддержки:

1) предоставление бюджетных кредитов из средств областного бюджета;

2) предоставление инвестиционного налогового кредита;

3) предоставление в аренду объектов недвижимости, а также льгот по арендной плате за объекты, находящиеся в собственности Омской области;

4) предоставление государственных гарантий Омской области;

5) осуществление операций с ценными бумагами;

6) предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов, и/или на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным для реализации инвестиционных проектов в соответствии с законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Кроме того, развитие инвестиционной деятельности на территории Омской области обеспечивается и поддерживается действием следующих документов:

  • постановлением правительства Омской области от 17 октября 2007 года №128-п «О порядке расчета, определения размера и предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным для реализации инвестиционных проектов», которым утвержден порядок предоставления субсидий по лизинговым платежам;
  •  постановлением правительства Омской области от 10 мая 2007 года №62-п «О порядке расчета, определения размера и предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов», которым утвержден порядок предоставления субсидий по процентной ставке за кредиты;
  •  постановлением правительства Омской области от 19 марта 2007 года №32-п «Об осуществлении контроля за реализацией инвестиционного проекта и исполнением инвестиционного договора»;
  • постановлением правительства Омской области от 3 августа 2005 года №94-п «О составе Совета по инвестиционной деятельности при правительстве Омской области и составе Комиссии по инвестиционным проектам»;
  • постановлением правительства Омской области от 18 мая 2005 года №55-п «О Совете по инвестиционной деятельности при правительстве Омской области и Комиссии по инвестиционным проектам».

 

Другие статьи рубрики Регион номера: Омская область

 

Солнцу навстречу
В соответствии с Киотским протоколом
Ставка на березу
Список предприятий ЛПК Омской области

0,8% территории России
Русская береза растет в омских лесах
Список крупных предприятий ЛПК Омской области

Обзоры ЛПК регионов России