Вздыхать по прошлому – занятие безнадежное
Несмотря на то, что Вологодчину, как и другие регионы России, накрыла волна мирового кризиса, вопреки тревожным ожиданиям и «предсказаниям» скептиков в лесопромышленном комплексе области есть примеры предприятий, успешно работающих сегодня и строящих планы на перспективу.
Так, в небольшом городке Кадникове на ЗАО «Биоэнергетическая топливная компания» (БТК) организовано производство экологически чистого биотоплива − пеллет. В отличие от своих соседей, Сокольского и Сухонского ЦБК, местного ДОКа и «Солдека», занимающихся домостроением и производством пиломатериалов, это предприятие, получившее прописку в Сокольском районе менее трех лет назад, невелико: здесь трудятся на сегодняшний день всего двадцать человек. Но, судя по всему, этот небольшой заводик уже успел попасть в разряд местных «знаменитостей».
Рассказывает заместитель директора завода Валерий Кулаков:
− Начинали строительство предприятия, что называется, с чистого листа. Когда-то здесь было большое грязное поле с травой по пояс. Два года назад мы собрали модуль, завезли оборудование, провели пуско-наладочные работы. Уже до конца этого года мы планируем выйти на производственную мощность − 40 тыс. т топливных гранул в год. Со сбытом проблем нет: это топливо сегодня востребовано на европейском рынке. А зимой пеллеты охотно берут наши соседи − некоторые предприятия из Вожегодского и Усть-Кубенского районов, где отопительные котлы работают на пеллетах. Поскольку они заказывают топливные гранулы в небольших объемах, мы делаем для них расфасовку по 20кг.
Пока спрос на нашу продукцию у отечественного покупателя не столь значителен, но со временем ситуация будет меняться: у маленьких предприятий, котельные которых работают на мазуте и угле, всегда были проблемы с доставкой топлива. Добавьте к этому экологическую составляющую. А ведь на производство пеллет идут лишь опилки, щепа, горбыль-то есть все экологически чистые отходы лесопиления. По символической цене мы принимаем у частных лесозаготовителей и отходы лесозаготовок: опилки, сучья, вершинную часть дерева, − у нас все идет в дело. Зато окрестные леса от порубочных остатков очищены.
− Сильно ли сказался кризис на работе вашего предприятия? − спрашиваю заместителя директора БТК.
− Как и на всех, наверное, − говорит он. − Банки стали плохо работать с клиентами, и возникли проблемы с оборотными средствами. А нам и сырье закупать надо, и запчасти к технике приобретать, и за электроэнергию рассчитываться. Поскольку предприятие ещё не вышло на проектную мощность, финансовые проблемы просто неизбежны. Но мы планируем развиваться: хорошие бытовые условия для рабочих стараемся создавать − скоро душевые установим; потом построим склад готовой продукции, наладим собственное лесопиление − будем производить доску, а все отходы опять же пойдут на производство древесных гранул. Вот, завозим на свою базу круглый лес, корим его, и кора тоже в дело идет: у нас есть топливный теплогенератор, который работает на коре.
Чувствуется, что предприятие крепко стоит на ногах. Отмечая это, задаю вопрос о перспективах:
− С оптимизмом смотрите в будущее?
− А что нам остается? − вопросом на вопрос отвечает Кулаков. − Поднять руки и расписаться в собственном бессилии? Но тогда не надо было и за дело браться!
Уверен в будущем родного предприятия и директор ЗАО «Биоэнергетическая топливная компания» Николай Дубенский:
− Сегодня у меня беспокойный день. С утра встречался с руководством районного лесного хозяйства и лесозаготовителями по проблемам обеспеченности производства сырьем; только что звонили из областного Департамента лесного комплекса и предупредили, что приедут гости из Торгово-промышленной палаты России и Министерства природных ресурсов Смоленской области…
Работы хватает. Наш завод работает в три смены, по пять человек в каждой. Ещё водители и обслуживающий персонал погрузчиков − всего 20 человек, причем, большинство работников − молодежь. Средняя зарплата − 14 тыс. руб.
Вздыхать по прошлому − занятие безнадежное. Бояться будущего − как минимум глупо: оно все равно наступит. А в делах любого производства все хорошо быть не может. Но это ведь не повод сдаваться на милость обстоятельствам. И поэтому, несмотря на негативные явления в экономике, уже сегодня надо думать не только о том, как выжить, но и о том, как развиваться дальше. Как это делают, например, в московской компании «Трасткомтрейдинг» (ТСТ), которая инвестировала средства в строительство пеллетного производства в Кадникове.
Рассказывает генеральный директор компании ТСТ Александр Зубков:
− Проект разрабатывался шведской инжиниринговой компанией AF-group. Её специалисты занимались подбором и расстановкой всего оборудования, изучали проблемы логистики. Нам оставалось лишь адаптировать этот проект к российским условиям. Первоначально планировалось установить на заводе сушильное оборудование датского производства, но шведские партнеры подобрали для завода российское − петербургской компании АСТЭК, которое на порядок дешевле, но не уступает по качеству зарубежному.
В ходе строительства завода мы тесно сотрудничали с Вологодским областным департаментом лесного комплекса и местными районными властями, однако не все у нас получалось так, как было задумано изначально. В прошлом году хотели на лесопилке поставить новую пилу, установить линию сортировки-упаковки досок, смонтировать сушильные камеры. Но кризис, к сожалению, помешал нашим планам, да и цена на продукцию лесопиления снизилась. Вот мы и решили реализовать задуманное чуть позже. В дальнейшем будем расширять производство, установим третий пресс для производства пеллет и таким образом увеличим мощности производства топливных гранул до 80 тыс. т в год.
А в перспективе наша компания планирует построить ещё два-три пеллетных завода на Вологодчине, аналогичных заводу в Кадникове. Со специалистами областного департамента лесного комплекса уже начали выбирать место для их строительства.
Поинтересовался я у генерального директора ТСТ и его мнением о том, какое будущее ожидает российский рынок производства пеллет.
− Судите сами, − говорит Александр Зубков. − В прошлом году у нас в стране было произведено около 800 тыс. т древесных гранул, 230 тыс. из них было востребовано на внутреннем рынке. Другое дело, что в России нет пока нормальной логистики, перевалок, мощностей по перегрузке пеллет − всего того, что давно и тщательно продумано на Западе. Но ведь производство экологически чистого биотоплива в нашей стране ещё в начале пути.
Владимир ПЕТУХОВ