Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Эксклюзив

Деревянная эстетика Востока

Наверное, каждый из нас рано или поздно начинает задумываться о том, как сделать свой дом или загородный коттедж максимально индивидуальным, уютным, живым и экологичным.

Хай-тек уже безнадежно устарел, хотя, конечно, у этого стиля ещё остались приверженцы. Приходя домой, все-таки хочется ощущать тепло и особую энергетику, которым обладает дерево. Полы из массива, потолочные балки, двери − чтобы все это гармонично вписывалось в интерьер, требуется соответствующая мебель из дерева.

Магазины и салоны, торговые центры, наперебой предлагают самый разнообразный деревянный ассортимент: от «ИКЕА» и до индивидуальных проектов − практически любой предмет мебели можно сделать на заказ.

Особенно популярными в последнее время, как в дорогих ресторанах, так и в изысканных домашних интерьерах, стали этнические мотивы, воплощенные в дереве. Одним из наиболее интересных направлений, несущих не только эстетику и эксклюзивность, но и глубокие исторические корни, является индийская мебель.

Мы хотим рассказать вам о ней на примере молодой компании «Индотека», которая уже полтора года предлагает петербургским ценителям действительно уникальные вещи из Индии. В мебельный салон доставляются самые интересные экземпляры из различных районов этой страны с характерными для каждого региона особенностями. Главными критериями отбора являются: необычность мебели, её яркая индивидуальность, добротность, стиль и порода дерева. Многие вещи являются старинными или содержат фрагменты антиквариата, но большую часть делают заново и искусственно старят вручную в маленьких мастерских по старинным технологиям.

Так или иначе, но все выставленные в салоне вещи имеют главное − вложенную в них человеческую душу, труд и живое тепло. Породы дерева разные: розовое дерево, орех, самшит, бамбук и, конечно, самый распространенный вариант − тик.

Тик − твердый, прочный и тяжелый маслянистый материал как нельзя лучше подходит для изготовления затейливых резных орнаментов, которыми богато украшена мебель из Индии. Тик не требует особого ухода, этот материал неприхотлив, единственное, что он не любит, − это сухости воздуха, поэтому влажность в помещении должна быть не менее 50%. Для покрытия и полировки предметов используют натуральный воск, а красители и морилки изготавливают исключительно на растительной основе.

Особенно впечатляют своей простотой и «вещностью» тяжелые темные вазы из тика. Берешь их в руки и, как говорят «маешь вещь», отсюда и родилась вышеуказанная характеристика. Даже если ваза абсолютно пуста, она кажется совершенно наполненной. Чем? Энергетикой дерева, мудростью Индии, каждый найдет ей свое наполнение. Факт в том, что обычные вазы без цветов смотрятся одиноко в отличие от на редкость самодостаточной вазы из тика. А если древесина рассохлась и по вазе прошла трещина − это делает её более живой. И именно такая ваза должна стоять на столе, к примеру, сделанном из старинного деревянного колеса.

Дополнительный «бонус» индийского декора − использование кожи, чугунных и бронзовых заклепок, гвоздей, оплеток. Эти грубые элементы в сочетании с уникальной обработкой ценных пород древесины, необычными формами и функциональностью предметов мебели смотрятся очень эффектно. А главное − стиль и эксклюзивность каждой вещи. Все они, как уже представленные в салоне, так и готовящиеся к отправке из Индии, неповторимы.



Даже если это «новодел» и у вещи нет собственной столетней истории, она просто создана, чтобы стать хранителем истории своего нового Дома.

Наверное, не стоит обставлять все жилье в индийском стиле, все-таки мы не индийцы, но одна-две вещи всегда найдут, куда вписаться. И не факт, что впоследствии вы станете вспоминать происхождение любимого кованного сундука: из Индии он или достался от бабушки, главное, что он один такой и только ваш.

Наряду с нарочито грубыми элементами в индийской мебели присутствует и утонченный декор: тонкая резьба великолепно смотрится с различными вставками − украшениями из металла, перламутра, мрамора или камня. Однако это не только особенность стиля, но и насущная необходимость: так индийские мастера издревле защищают мебель и декоративные изделия от особенностей климата своей страны.

Инкрустированные перламутром двери, шкафы, столы и другие предметы мебели привносят в любое помещение нарядность и ощущение солнечности. Даже низкий грубоватый журнальный столик с прямыми толстыми ножками с резной каймой по периметру, украшенный перламутром, вовсе не кажется массивным.

Ещё одно достоинство индийской мебели − её удивительная функциональность. Например, тумбочка, которая позволяет решить проблему размещения телевизора и даже домашнего кинотеатра. Или удобный невысокий и узкий шкаф с дверцами, стилизованными под ставни, украшенный деревянными или металлическими вставками в виде решеток. Или, например, кованые сундуки для хранения одежды − сегодня они снова в моде, ведь это так удобно! А любимый индийский вариант − «матрешка» из нескольких столиков (или табуретов) разной высоты, которые можно ставить один под другим для экономии места.

Благодарим мебельный салон «Индотека» за помощь в подготовке материала и возможность фотосъемки.

Златая цепь на Бодхи том…

Тонкое взаимодействие окружающей действительности со сложным внутренним миром человека воплощается в искусстве, создавая причудливые архитектурные формы, изысканные цветовые сочетания, музыкальные мотивы, сюжеты миниатюр и деревянных барельефов. Традиции изготовления мебели в Индии позволяют и сегодня, в обычной жизни погрузить себя в мир изысканных форм, наполненных красотой окружающей природы, благодаря кропотливому многодневному танцу человеческих рук, традиционного инструмента и древесной породы.

В противоположность обыденной жизни творчество индийских мастеров неожиданно открывает новые грани привычных вещей и объектов реальности. Простой сундук или стол становится рассказчиком благодаря многомерным деревянным барельефам на поверхности, открывающим слой за слоем все новые и новые виртуозно выточенные мастером детали воплощаемой истории или мифа. Древние сочетания определенных пород дерева с драгоценными и полудрагоценными камнями, которыми столь богата Индия, при естественном освещении превращают кровать, низенький стол или шкаф в столпы сверкающего света, придавая дереву необычные оттенки, которые никогда не встретишь в естественных условиях.

Здесь любой индиец поместит статуэтку бога Шивы, Кришны или слоноголового любителя сластей Ганеши − покровителя добропорядочных домохозяев. Для амфор и больших светильников также характерны изображения божеств индуистского пантеона в различных манифестациях. Подобные изображения (в особенности богини искусств и науки Сарасвати) часто встречаются на дверцах комодов, настольных поверхностях, обратных сторонах зеркал и на музыкальных инструментах, являющихся неотъемлемой частью шикарного интерьера богатого индийского дома и при этом находящихся в соответствии с доктриной фэншуй, столь популярной в Европе.

Пристальное внимание к крошечным деталям, характерное не только для резьбы по дереву, но и для индийской живописи (в особенности для средневековых могольских миниатюр), придает индийской мебели дворцовую монументальность, рождая у хозяина ощущение завершенности и покоя. Наиболее распространены в мебельных барельефах растительные орнаменты, вкупе с изображениями животных − слона, носорога, тигра, быка, ставшими свое­образными архетипами в индийском искусстве со второго тысячелетия до н. э. Растительный орнамент зачастую представлен цветами и деревьями того региона, где изначально практиковался определенный метод изготовления мебели. К примеру, для Северной Индии повсеместно характерно изображение листьев и плодов чинара − дерева из рода платанов, наиболее широко произрастающего на территории Кашмира (см. верхнее фото).

Необыкновенной утонченностью обладают изделия с использованием баньяна, в особенности его необработанных переплетающихся ветвей и плодов. Тонкий ствол баньяна (или же ашваттхи), из одного семени которого может вырасти целая роща, образует многочисленные воздушные корни, врастающие в почву. Так возникает огромный разветвляющийся древесный организм, почитающийся в Индии как священное космическое древо, ствол которого ассоциируется со столпом центра Вселенной. Символические избавление от страданий сансарического существования выражается в уничтожении многочисленных ветвей древа ашваттхи, которые покоятся в сердцевине несовершенной человеческой природы.

Аромат ашваттхи, а также сандалового и розового деревьев считается средством очищения ума от неблагих, вселяющих сомнение мыслей.

Таким образом, глубокая духовная взаимосвязь человека, предметов его окружающих и материалов, из которых изготавливаются последние, находит пластическое воплощение в интерьерах всего мира, украшенных роскошной индийской мебелью.

Ольга ПУЗЕНКО