Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Главный итог президентского совещания по лесному хозяйству: надежды, что с уходом Савинова станет лучше, больше нет

13.09.2010 12:17

8 сентября в подмосковных Горках состоялось совещание по вопросам развития лесного хозяйства под председательством Президента РФ Д.А.Медведева. Пока ничего не известно о каких бы то ни было принятых на этом совещании судьбоносных решениях, и, скорее всего, таких решений просто не было. Из официально обнародованных материалов совещания наибольший интерес представляет выступление нового руководителя Рослесхоза В.Н.Маслякова и его диалог с президентом. По мнению Редактора новостей Лесного форума Гринпис России, выступление и ответы Маслякова однозначно свидетельствуют о том, что надеяться на какие бы то ни было изменения к лучшему в связи со сменой руководителя Рослесхоза не приходится - новый руководитель является достойным преемником прежнего.

В своем выступлении Масляков рассказал, что «общая площадь лесов, пострадавших от пожаров ... составляет уже 1,8 миллиона гектаров», что «практически все верховые пожары сбиты самолётами МЧС с воздуха», что «лесным противопожарным службам» нужны лишь деньги на технику, а люди у них и так есть, что «не потребуется никакого изменения Лесного кодекса», и много тому подобных небылиц. Из его выступления и ответов можно сделать однозначный вывод: Рослесхоз с новым руководителем источником профессиональной и правдивой информации о лесах не станет, даже для Президента РФ. Каких бы то ни было инициатив по наведению порядка в лесном хозяйстве от руководителя Рослесхоза ожидать тоже явно не приходится.

Ниже приводится фрагмент сообщения о совещании по вопросам развития лесного хозяйства с сайта Президента РФ. Это сообщение практически не оставляет надежды на то, что по итогам сезона лесных пожаров 2010 года органами государственной власти будут сделаны должные выводы и приняты меры по предотвращению пожарных катастроф в лесах нашей страны в будущем. Высокая вероятность повторения пожарной катастрофы в лесах в следующем году становится все более очевидной.

Цитата с сайта Президента РФ:

В.МАСЛЯКОВ: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Разрешите Вас поблагодарить за принятое решение и подписанный Вами Указ в августе текущего года, который дал возможность передать вопросы организации и ведения лесного хозяйства от шести федеральных ведомств – одному: Федеральному агентству лесного хозяйства. И мы уверены, что это решение позволит более оперативно и системно решать проблемы лесного хозяйства и, конечно, в первую очередь именно нашей нормотворческой и законодательной работы.

Лесной кодекс, который вступил в силу с 1 января 2007 года, предоставил новые условия для участия в управлении лесами региональным властям, и у субъектов Российской Федерации появилась возможность как стратегического планирования, так и принятия и реализации своих отраслевых программ на местах, убрав лишние согласования при принятии этих решений. Как следствие, значительно улучшился инвестиционный климат в регионах, пошли инвесторы, и сегодня разворачивается довольно большое количество инвестиционных проектов.

А в лесопользовании ставка была сделана на арендаторов лесов, на которых возложили ряд обязанностей, в том числе и по ведению лесохозяйственных мероприятий на арендованных территориях, предоставив возможность долгосрочного планирования своего бизнеса.

Четырёхлетний опыт работы лесного хозяйства в рамках нового Лесного кодекса показал, что сегодня необходимо доработать ряд очень важных направлений, а некоторые вопросы вообще выпали из поля зрения действующего лесного законодательства. Особенно это проявилось при аномальных погодных условиях текущего года, когда необходимо было принимать оперативные решения – и механизмы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров не сработали. И государственный лесной контроль и надзор, и государственный пожарный надзор практически не дали никакого результата в плане профилактических мер.

Показала свою несостоятельность и модель размещения государственного заказа на тушение лесных пожаров в рамках 94-го закона. Есть несколько вариантов, которые уже сегодня нашли регионы: это государственные учреждения, которые тушат пожары, и есть специализированные предприятия, которые по конкурсу (по 94-му закону) тоже профессионально тушат пожары. Но есть, конечно, и вопиющие факты, которые были, в том числе и в этом году.

По Вашему поручению мы проводим комплексную ревизию Лесного кодекса и с участием субъектов Российской Федерации. Общественные организации и бизнес тоже помогают нам в этой работе. Итогом этой работы станет пакет предложений по совершенствованию лесного законодательства, который сегодня уже есть у нас в ряде регионов, там, где неравнодушно относятся к ведению лесного хозяйства и где лесная отрасль имеет большое экономическое значение. Наработано много интересных решений, которые сегодня надо, конечно, уже привести в законодательную форму, в законодательный формат.

Я хотел бы сказать, что на сегодняшний день общая площадь лесов, пострадавших от пожаров… Почему на сегодняшний день? Потому что пожары, к сожалению, – от десятка до двух десятков – в России ежедневно есть. У нас площадь составляет уже 1,8 миллиона гектаров, а общее количество лесных пожаров – 30 470.

По сравнению с прошлым годом площадь самых опасных верховых пожаров в этом году была практически в пять раз больше. И, посмотрев на эту статистику, можно сказать о том, что площадь лесных пожаров в том году была почти в полтора раза больше, а количество пожаров было меньше. Это говорит о том, что в этом году были приняты серьёзные оперативные решения по выправлению ситуации – в последней декаде июля, когда подключилось МЧС вместе с региональными властями и Федеральным агентством. Эти процессы стали управляемые.

Сегодня можно говорить о том, что были какие-то аномальные проблемы, но на самом деле сегодня надо заниматься одной из серьёзнейших проблем – техническим оснащением специализированных лесопожарных служб субъектов Российской Федерации. В советские времена сложилась довольно стройная система, и она практически не менялась до наших времён: так называемые пожарно-химические инстанции трёх уровней, которые были в участковом, районном лесничестве и на уровне регионального центра. Практически она сохранились в единицах регионов, где сами регионы обновляют, покупают новую технику и используют эти специализированные лесопожарные подразделения. Сегодня, конечно, может быть, при федеральной поддержке, может быть, совместно с региональными властями надо разработать программу по модернизации и техническому оснащению лесных противопожарных служб.

Для ликвидации последствий лесных пожаров и ветровалов, которые произошли в этом году, требуется в течение ближайших трёх лет вдвое увеличить ежегодные объёмы лесовосстановления и дополнительно нужно выращивать более полумиллиарда саженцев ежегодно. Это потребует создания новых мощностей по выращиванию посадочного материала: это питомники, теплицы, которые сегодня есть у нас в России, но под такие объёмы они сегодня не рассчитаны.

Анализ причин пожаров показывает, что более 80 процентов возгораний возникает по вине человека. И совершенно справедливо Вы сказали о том, что надо прививать культуру нашим гражданам, и именно через всевозможные молодёжные формирования. Это школьные лесничества, это проведение национальных (и мы их проводим) и международных юниорских лесных конкурсов. И конечно, очень важна роль средств массовой информации, которые должны нас поддержать в этой очень непростой работе, потому что эта культура прививается очень долго, и, конечно, одними карательными мерами мы эти процессы не остановим.

Сегодня в ряде регионов выстроена эффективная система управления лесным хозяйством, и они успешно справляются с переданными полномочиями даже в таких сложных условиях этого аномального, пожароопасного сезона 2010 года. Но есть и проблемные регионы, где практически губернаторы, их команды эту работу не ведут вообще – или только когда появляются такие серьёзные проблемы.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это какие проблемные регионы? Называйте их.

В.МАСЛЯКОВ: Очень серьёзная дискуссия в этом году у нас была с Нижегородской областью. Она началась в мае, когда Нижегородская область в конце апреля не развернула диспетчерские пункты по нашим нормативным документам, а потом, когда практически не управляли процессами (четырнадцать пожаров в июне месяце было одновременно) и губернатор отчитывал, в том числе нам предъявлял претензии о том, что мы мешаем руководить и управлять областью.

Мы всё равно провели свою линию, отправили туда людей. Но процессы стали там настолько неуправляемы, и мы предупредили об отсутствии в целом системы обнаружения и тушения пожаров. По факту лето показало, что это один из самых проблемных регионов, при всём при том, что и экономически он более устойчивый, и там есть опыт работы, и лесники есть, но вот конкретный результат, который мы получили.

Пример хорошего региона сегодня – Вологодская область. Губернатор здесь присутствует, Вячеслав Евгеньевич [Позгалёв]. Они выстроили систему, они сохранили всю материальную базу. Не просто сохранили, а ещё и проводят модернизацию, покупают новую технику и решают огромное количество проблем своих, в том числе с участием бюджета.

Хочу сказать о защитных лесах, о которых мы очень мало говорим. Волгоградская область – это наше уникальное достояние, когда защитные леса практически изменили климат и среду обитания человека. Практически 60 лет назад были посажены леса. К сожалению, была сделана ошибка: это хвойные монокультуры, которые стали пожароопасны в этот период, и сегодня они создают проблемы. Но Волгоградская область сегодня выделяет практически столько же денег на ведение лесного хозяйства, сколько выделяем мы из федерального бюджета. Это практически один из регионов, который ведёт понятную системную политику. И конечно, сегодня, если появится у нас какая-то системная федеральная программа, нам бы надо было обратить на защитные леса внимание, потому что они уже стареют и требуют сегодня новых, других лесохозяйственных подходов.

Сегодня для того, чтобы уменьшить их пожароопасность, надо внутри этих лесов высаживать уже и лиственные породы, и разрывы противопожарные сделать. Ведь шесть процентов территории Волгоградской области руками людей в середине того века было облесено. На самом деле там все лесные насаждения лесокультурные, то есть рукотворные, и они очень ценные. И эту работу надо продолжать. Кстати, у нас остались также и лесохозяйственные полосы, ими занимаются регионы, практически они находятся в сельскохозяйственном ведении. Но при всём при том и они создают большое количество проблем в противопожарной ситуации.

И ещё одна ответственность, мы считаем, в законодательстве должна появиться. К нам приходит большое количество пожаров от всевозможной сельскохозяйственной палы. Спокойно начинают палить весной и во второй половине лета всевозможные остатки, легко воспламеняющиеся, и ветром это приходит в наши лесные массивы, и это потом может перейти в верховые пожары и создать серьёзные проблемы.

Хочу сказать, что совместно с МЧС отработаны очень интересные технологии. Практически все верховые пожары сбиты самолётами МЧС с воздуха, и основная задача загнать этот пожар вниз для того, чтобы он был локализован и был управляем. Совместно эта работа была проделана очень качественно, и практически мы всё-таки эти процессы сделали потом управляемыми.

Поэтому сегодняшний разговор для нас, для лесоводов России, – это очень важный разговор. Мы сегодня говорим о том, что переданные полномочия регионам забирать не имеет смысла. Но по тем регионам, которые сегодня на самом деле к исполнению своих обязанностей относятся халатно, надо разрабатывать механизмы изъятия этих полномочий: или введение внешнего наблюдения, или разработка каких-то мероприятий вывода этих территорий. Такая территория у нас (это случилось до прихода нового губернатора) в Псковской области. Практически до основания развалена система лесного хозяйства. И очень сложно было с предыдущим губернатором нам договориться о том, чтобы привести всё в соответствие. Сейчас мы по крупицам собираем всё то, что можно было просто через преемственность, в том числе и кадровую, сделать гораздо более лёгкими затратами и физическими, и, конечно, финансовыми.

Поэтому сегодня мы имеем ряд конкретных предложений по законодательным актам. Если есть такая необходимость, по каждому из этих предложений я могу доложить. Но самое главное, конечно, у нас совпадают взгляды с нашими руководителями субъектов Российской Федерации и арендаторами, которые здесь присутствуют. Я уверен, что они внесут эти конкретные предложения.

Д.МЕДВЕДЕВ: Виктор Николаевич, первое. Вы определёнными фрагментами ситуацию осветили. Я всё-таки хотел бы понять вот крупно, в 10 предложениях, в чём видится сегодня (я понимаю, что ещё работа не закончена, – тем не менее) изменение системы управления, контроля и надзора в лесном комплексе? Что нам нужно? Оставить всё как есть в Лесном кодексе? Или же всё-таки эту систему изменить с учётом того, о чём я говорил и Вы говорили? У нас действительно значительная часть лесов не находится в сфере управления коммерческими организациями, она не относится к арендованным лесам. Что мы в них будем делать?

В.МАСЛЯКОВ: Сегодня мы финансируем систему полностью из федерального бюджета с учётом именно территорий, которые есть в конкретных регионах Российской Федерации, – лесных территорий: 69 процентов России – это лесные земли. Я, наверное, не сказал эту информацию, что 15 процентов лесов у нас находится в России в аренде в среднем.

Д.МЕДВЕДЕВ: Так это я сказал в своём выступлении.

В.МАСЛЯКОВ: Но в Европейской части России более 40 процентов находится в аренде.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я понимаю. Что нам делать с неарендованными лесами? Арендованные – там хотя бы можно спросить с определённых организаций.

В.МАСЛЯКОВ: Субъекты Российской Федерации должны сегодня вместе с нами, с нашей финансовой поддержкой эту работу проводить. И сегодня опыт этот есть, технологии тушения лесных пожаров и организация профилактики отработаны. Думаю, что здесь надо просто сделать упор на регионы и привести в порядок все структуры лесохозяйственные в регионах.

Сегодня в регионах Российской Федерации лесное хозяйство – учитывая, какой огромной площадью мы управляем, – находится то в сельском хозяйстве, то эти структуры находятся, нами финансируемые из федерального бюджета, в каком-то экологическом блоке. В России должна быть в целом унифицированная система управления лесами, в том числе и в регионах Российской Федерации. И, когда у руководителя лесной службы десять задач, конечно, он теряется.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть речь о чём идёт? Вы сказали о техническом переоснащении лесных противопожарных служб. То есть это дополнительные деньги, дополнительные люди, дополнительные возможности, так?

В.МАСЛЯКОВ: Не люди дополнительные – деньги на технику: люди сегодня там есть.

Д.МЕДВЕДЕВ: Люди есть, понятно.

В какой степени это потребует изменения Лесного кодекса?

В.МАСЛЯКОВ: Не потребуется никакого изменения.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы уверены в этом?

В.МАСЛЯКОВ: Надо будет постановления и приказы нам подготовить: внутренние приказы и постановления Правительства, которые дадут возможность нам регламентировать…

Д.МЕДВЕДЕВ: Я бы всё-таки раньше времени выводы о том, что нам не нужно менять Лесной кодекс, не делал. Потому что, если ещё что-то случится, уже будут отвечать те, кто сделал этот вывод. Поэтому Вы ещё раз проанализируйте.

Я не призываю к тому, чтобы его полностью переписать, но мне бы хотелось ещё раз об этом сказать Вам: нужно, чтобы Правительство провело капитальную инвентаризацию лесного законодательства. Там есть нормы, которые не действовали. Помимо того что нет, может быть, служб нужных, нет нормальной техники, это всем понятно, нет организации нормальной работы, там есть и нормы, которые требуют корректировки.

Поэтому – Правительство в целом, и Председатель Правительства, и первый вице-премьер, который отвечает, и Сергей Семёнович Собянин как руководитель Аппарата, представьте предложения о том, что делать дальше в этом направлении – естественно, опираясь на работу Федерального агентства лесного хозяйства в новом качестве.

Теперь в отношении механизма изъятия полномочий на тех территориях, которые не справляются – допускают, по сути, преступную халатность. Вы знаете, я не против того, чтобы этот механизм изъятия установить. Это, кстати, уже, как я понимаю, изменение в Лесной кодекс. Правильно?

В.МАСЛЯКОВ: Да.

Д.МЕДВЕДЕВ: А что же Вы говорите, что не надо ничего делать, – значит, надо.

В.МАСЛЯКОВ: Я о пожарах думал и текущей организации, я прошу прощения.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я говорю о лесном законодательстве. Вы же за лес отвечаете, а не за пожары?

В.МАСЛЯКОВ: Да.

Д.МЕДВЕДЕВ: Так это можно сделать. Но в случае, если эти полномочия изымаются, это должно влечь автоматическую отставку целого ряда людей. Я с прокурором встречался. У нас в одном месте полыхнуло, в другом полыхнуло, народ поувольнялся. Но, знаете, если такие вещи будут происходить, мне придётся и более серьёзные выводы делать и в отношении лиц, занимающих другое положение. Так быть не должно.

Если мы примем такое решение, это должно влечь автоматическую ответственность, сложение полномочий всех – начиная от глав муниципальных образований вплоть до губернатора. Такой механизм необходимо зафиксировать, договорились? Потому что это аномальная ситуация, если полномочия регионом не исполняются, а федеральный центр принимает решение об изъятии этого полномочия, тем самым он даёт оценку деятельности губернатора, его команды и глав муниципальных образований. Только так. А то что это мы будем полномочия изымать, а губернатор думает: ну и слава Богу, пусть федеральный центр этим занимается? Так не годится.