Будущее ЦБП: рециклинг и цифровизация
«Циклическая экономика в ЦБП. Сырье – Производство – Утилизация». Так называлась вторая часть Саммита лидеров ЦБП, прошедшего в рамках выставки PAP-FOR. А в третьей части встречи представители бизнеса обсудили цифровизацию производств, без которой, по общему мнению, эффективное развитие отрасли невозможно.
О первой части мероприятия, собравшей ведущих экспертов, можно узнать здесь.
Рециклинг – ответственность и эффективность
Модератором второй части Саммита выступил первый зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев.
«ЦБП, это огромный драйвер экономики, и мы должны управлять ресурсами для того, чтобы они доставались нашим детям. О циклической экономике замкнутого цикла в России уже заговорили, и в отдельных местах она уже внедряется. Главный вопрос – это изменение привычек. Россия обладает огромными ресурсами и зачастую это приводит к нерациональному использованию. ЦБП – это не только производство, но и большие отходы производства. Это реальный вред экологии», - обрисовал одну из основных проблем Николай Валуев.
По словам к.э.н., магистра экологии и природопользования, государственного советника РФ Елены Семилетовой, в этой связи крайне важно, чтобы сам бизнес осознавал необходимость и возможности защиты природы.
Опытом своей компании в этой сфере поделилась директор по корпоративным отношениям UPM в России Наталья Малашенко.
«UPM начала перезагрузку 10 лет назад, наша компания поняла, что для дальнейшего существования нужно понимать, как можно использовать отходы для получения продукции с высокой добавленной стоимостью и приносить прибыль не только UPM, но и обществу», - заявила она.
По ее словам, сегодня UPM уже не просто лесопромышленная компания, а производитель самого широкого спектра продукции, в т.ч. – биотоплива, энергии и многого другого.
«Мы входим в эру, когда закончатся полезные ископаемые и лесная промышленность сможет предложить замену продуктам, которые производят на основе нефти сегодня. В основе нашей компании – экономика замкнутого цикла. Мы создаем добавленную стоимость путем внедрения умных решений», - отметила эксперт.
Опыт UPM доказывает, что грамотный рециклинг, это не только общественно полезная идея, но и эффективная схема получения прибыли: финансовые показатели компании растут 6-й год подряд, повышается энергоэффективность и безопасность производства.
Аналогичной позиции придерживаются и представители АО «Архангельский ЦБК». По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти АЦБК Натальи Пинягиной, перезагрузка комбината началась в 2000 году после прихода молодой управленческой команды.
И в этом случае также отмечается рост показателей производства, снижение сопутствующих расходов и улучшение экологических показателей.
Так, забор свежей воды из водоема на АЦБК снизился за год на 10,5%, водопотребление – на 5,7%, сброс загрязняющих веществ в водоемы – на 19,1%, а в атмосферу - на 13%. Выбросы парниковых газов с 1998 года уменьшились на 41%.
И это лишь небольшая часть показателей. В ближайшее время за счет программ модернизации эксперты комбината ожидают увеличение объемов варки целлюлозы, производства картона, улучшение качества условий труда и т.д.
ВРиО директора FSC России Михаил Корпачевский рассказал о проектах своей организации по поддержке циклической экономики в ЦБП. В частности, о внедрении специального торгового знака для вторичных материалов - FSC recycling. По его словам, сегодня в России уже есть 21 компания, которая может выпускать продукцию с таким знаком, но FSC рассчитывает, что в скором будущем их станет больше.
Пример работы с этим знаком привел представитель ОАО «Сыктывкар Тиссью Групп» Артем Ляшенко.
«Мы производим и целлюлозную продукцию и макулатурную. Для нас поставка сырья подразумевает обязательную сертификацию и нашу собственную по системе FSC. Мы выезжаем на рубки леса сами, общаемся с лесозаготовителями. С макулатурой все сложнее, так как в стране очень дикий макулатурный рынок. Некоторые производители берут ее со свалок. Но если использовать мокрую и грязную макулатуру, то из нее не сделать волокно нужного качества. Поэтому мы работаем с FSC сертифицированной макулатурой», - рассказал Артем Ляшенко.
Денис Кондратьев, генеральный директор АО «Солнечногорский опытно-экспериментальный механический завод» спрогнозировал, что 2021 году в Европе будет введен полный запрет на использование полимерных материалов для производства целого ряда изделий.
«Пластиковые трубочки будут запрещены. Палочки для воздушных шариков, одноразовая посуда - тоже будут запрещены. Для нас, для бумажников, это большое благо. Нужно правильно воспользоваться всем этим», - отметил он.
Не обошлось на встрече и без критики слушающегося в Госдуме закона о поправках к Налоговому кодексу, предусматривающих, в частности, введение «реверсного» НДС со сборщиков макулатуры.
«Никакого эффекта с точки зрения доходности это не прибавит, а может быть и отнимет. К сожалению, изменения в налогообложении будут вводиться без учета мнения представителей отрасли», - отметила генеральный директор ООО «Дельфи», зампред Комитет по экологии «Деловой России» Наталья Беляева.
В некоторых регионах инициатива проектов по рециклингу исходит от местных властей. В частности, об опыте Санкт-Петербурга рассказал зампред городского Комитета по благоустройству Кирилл Пащенко.
По его словам, к 2025 году доля перерабатываемых в городе отходов должна составить 69%, а к 2030 году – 100%.
Цифры будущего
«Маркетинг 5.0. Цифровизация ЦБП», - под таким названием прошла завершающая сессия Саммита лидеров ЦБП.
В вопросе цифровизации, по мнению выступавших экспертов, рынок ЦБП России пока что так и не вышел из начальной стадии процесса.
Тем не менее, позитивные примеры есть и здесь.
По словам Александра Зенкина, представителя ООО «Центр Системных решений», отсутствие информации, в частности – ценовой, это блок в развитии всей отрасли. Именно поэтому продукт его компании – цифровые индексы на основные виды продукции целлюлозно-бумажной промышленности России - сегодня востребован многими участниками рынка.
Так что, несмотря на заметное отставание России в вопросах цифровизации ЦБП от стран Европы, рыночный спрос непременно приведет и к росту предложения высокотехнологичных цифровых услуг.
Директор направления ЦБП компании Poyry Management Consulting Татьяна Якунина рассказала о перспективах цифровизации аналитических данных в ЦБП на примере своей компании.
Первая база данных участников рынка была создана Poyry еще в 1968 году. Сегодня она содержит информацию о более 9 тыс. БДМ, 4 тыс. 500 заводов и постоянно актуализируется.
Диджитал платфома Poyry Smart состоит из нескольких блоков, с помощью которых пользователь может получить необходимую техническую информацию о предприятиях, отслеживать модернизации мощностей по выпуску различных продуктов и сравнить различные рыночные показатели по всему миру.
«Эта программа изначально разрабатывалась нами для внутреннего пользования, но мы увидели интерес со стороны наших клиентов, они любят смотреть как развивается отрасль, как меняются потребление и производство. И мы стали предлагать им нашу систему», - рассказала Татьяна Якунина.