Что ждет российскую ЦБП на мировых рынках?
«Перспективы глобального и внутреннего рынков ЦБП» - панельная дискуссия под таким названием состоялась на IV Международной конференция «ЦБП России – новые реалии, новые возможности», которая проходит в Вене 4-5 декабря.
В числе основных тем участники встречи обсудили тенденции развития мировых рынков, перспективы развития внтуреннего рынка картона, бумаги и изделий СГИ, а также новые инновационные продукты ЦБП.
Устойчивое развитие как мировой тренд
Вице-президент компании Ekman Михаэль Лаберг познакомил участников встречи с балансом спроса и предложения на растворимую целлюлозу в среднесрочной перспективе».
По словам эксперта, одним из основных трендов мировых рынков в ближайшие годы станет ориентация на модель устойчивого развития, поэтому спрос на растворимую целлюлозу будет неуклонно расти. Это дает российским производителям шанс занять устойчивую нишу сбыта продукции, одним из основных рынков для которой станет Китай. Основным конкурентным преимуществом российской продукции в данном случае будет выступать цена предложения.
Также г-н Лаберг отметил, что России стоит сделать акцент и на технологические инновации. К примеру, сегмент производства целлюлозы для текстильной промышленности, по его мнению, будет развиваться стремительно, и здесь также можно найти новую нишу.
«В России существуют проблемы с внедрением новых разработок, но с самими разработками и инновациями здесь всегда все было хорошо», - резюмировал он.
Игорь Прутов, руководитель группы по оказнию услуг предпритяиям ЛПК в СНГ компании Ernst & Young , рассказал об исследовании ЛПК России за 2017 и 2018 год, который компания провела совместно с АСБО.
Согласно полученным данным, большинство участников рынка сегодня нацелены на увеличение мощностей предприятий, степени переработки древесины и генерации собственной энергии на основе биотоплива.
Наиболее перспективными сегментами рынка ЛПК эксперты считают пиломатериалы, древесные пеллеты и продукцию тиссью. Так, ежегодный прогнозый рост производства биотоплива до 2030 года будет составлять около 10%.
Основными источниками отраслевых инвестиций сегодня является собственный капитал, банковское финансирование и лизинговые схемы.
Руководитель компания Poyry Николас Оксанен подробно остановился на экспортных перспективах продукции российской ЦБП. В частности, он также отметил высокий потенциал использования целюлозы в текстильном производстве, указал на рост рынков биотоплива и отдельно акцентировал внимание экспертов на востребованности лигнина. В последнем продукте в ближайшей перспективе начнут нуждаться многие сектора промышленности - автомобильная, машиностроительная и т.д.
В свою очередь замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов заверил присутствующих, что профильные ведомства всегда готовы оказывать поддержку разработке и внедрению перспективных видов продукции, в том числе в вопросах нормативно-правового регулирования.
Член Наблюдательного Совета «Лигы переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев представил доклад о тенденциях равзития российского рынка картона.
По его словам, переход национальных экономик на использование биоразлагаемых материалов станет основным драйвером роста этого сегмента ЦБП в обозримом будущем.
При этом, к серьезным проблемам данного отраслевого сегмента в России, по мнению эксперта, можно отнести низкую загруженность мощностей на фоне модернизации и развития производств.
«2019 год даст нам очень большой показатель по новым мощностям, но они будут недозагружены. На рынке разивается дефицит сырья, острый дефицит макулатуры. И производители могут просто не справиться с вызовами рынка», - заявил Денис Кондратьев.
Вице-президент кмпании Siemens Ян Кабус обратил внимание собравшихся на принципиально новые возможности, которые производителям ЦБП может дать цифровизация производств.
«В этом году в России мы работали с такими клиентами как Mondi, ГК «Илим», Segezha Group, и можно уверенно говорить, что цифровизация меняет все», - отметил эксперт.
Стабильность - ключ к успеху
Завершился первый день работы конференции встречей директоров и топ-менеджеров российских предприятий ЦБП, где они обсудили ближайшие и долгосрочные перспективы собственных компаний, ограничения и угрозы бизнесу, а также роль общественных организаций и государства в развитии ЦБП.
По мнению Клауса Пеллера, генерального директора АО «Монди СЛПК», успех компании на рынке сегодня связан с непрерывным развитием и модернизацией.
«Нам нужно модернизировать инфраструктуру, чтобы обеспечивать себе будущее. Это дает некоторый перерыв инвестиций в конечную продукцию, но это оправдано в перспективе. Мы постепенно наращиваем производство упаковочных материалов: замена пластика очень важна, и когда это время наступит мы хотим быть готовыми», - отметил он.
Такой же позиции придерживается и председатель совета директоров АО «Архангелтский ЦБК» Хайнц Циннер.
«Мы хотим расти в области производства и интеграции, поэтому строим новые заводы по производству гофротары и утилизации бумаги, ищем новые возможности дистрибуции. Планируем построить завод по производству тиссью в Калужской области. Инвестируем в другие направления развития и довольны нашей работой при нынешних условиях», - сообщил эксперт.
Однако, у ряда операторов рынка существуют и довольно серьезные проблемы.
В частности, Константин Малышев, генеральный директор ООО «РК-Гранд», обратил внимание присутствующих на кадровый дефицит предприятий, работающих в моногородах.
«В нашем городе всего 9 тыс человек жителей, а на заводе работает 1000 человек. Средний возраст работников 44 года, и притока кадров нет», - рассказал он.
Некоторые компании сталкиваются с острой необходимостью диверсификации производства.
«Наш завод производит только газетную бумагу и это одна из наших самых больших проблем – узкая производственная линейка. Рынок газетной бумаги увядает, спрос падает, поскольку растет доля телекоммуникационных СМИ», - считает генеральный директор Karjala Pulp Алексей Демчишин.
В этой ситуации большую роль играет поддержка комбината государством, что, по словам эксперта, позволяет постепенно решать существующие проблемы, развиваться и расширять ассортимент продукции.
Все перечисленное — лишь часть проблем, которые ведущие эксперты отрасли называли на встрече. Но практически в каждом выступлении отмечалось, что успешное развитие ЦБП в современной России возможно лишь при стабильности государства, экономической политики и взаимоотношениях властей с бизнесом.