Руководитель Новоенисейского ЛХК выступит на страницах «ЛПИ»
В редакции «ЛесПромИнформ» полным ходом идет подготовка №6 журнала. В этом выпуске вы познакомитесь с оценками актуального положения дел в отрасли, высказанными ее знаковыми экспертами. Своей точкой зрения на лесные пожары и не только с нами любезно поделился Мартин Херманссон, генеральный директор RFI Consortium – управляющей компании Новоенисейского лесохимического комплекса (Лесосибирск, Красноярский край).
Сильные пожары в Сибири и на Дальнем Востоке вновь подняли тему охраны лесов в России. Власть критиковали за то, что горящие леса не тушат, при этом мало кто понимал реальную ситуацию.
Пожары в этом году были менее масштабными, чем, например, в 2012 году. При этом тушить большие участки леса – это всегда крайне сложно, опасно для людей, а главное – далеко не всегда эффективно. Так как в лесах не развита дорожная сеть, при сильных возгораниях на площадях от 100 га на удаленные участки невозможно забросить достаточное количество автотракторной техники. В Швеции и Финляндии, где площадь лесов меньше, чем в России, дороги активно строятся для ведения интенсивного лесного хозяйства, посадок деревьев и ухода за ними, а не только для сплошных рубок. В экстренных случаях развитая инфраструктура позволяет быстро добраться до очага возгорания.
Еще одна сложность заключается в том, что вертолеты при тушении водой работают только на небольшом удалении от источника воды – максимум 10-20 км. Тушить же самолетами при сильно распространившемся пожаре сложно из-за задымления: плохая видимость мешает определить кромку и очаг возгорания. К тому же объем воды у вертолетов и самолетов небольшой. Получается, когда горят большие участки леса, охватить масштабную территорию доступными средствами физически невозможно. Однако это не снимает с нас общей ответственности за сохранение лесов.
Пожары нужно находить и тушить, как говорится, еще в зародыше. В этом плане была эффективна система, созданная при советской власти. Эту практику нужно вернуть – наладить ежедневное авиапатрулирование лесных угодий в самых рискованных по климату регионах. Это позволило бы оперативно находить свежие очаги возгорания и моментально реагировать – тушить силами десантников и авиации. Конечно, содержание Авиалесоохраны требует дополнительных расходов, которые региональным бюджетам не потянуть. Вопрос должен решаться на федеральном уровне в рамках комплексной государственной политики по охране лесов.
В России площадь лесов постоянно уменьшается, и виноваты в этом не только пожары, в результате которых страна утрачивает в среднем 2-3 млн га леса в год. В России фактически отсутствует система и культура бережного лесопользования, практика качественного восстановления тех участков, где шла вырубка. Ситуацию усугубляют не только и даже не столько так называемые «черные лесорубы», но официальные арендаторы лесных участков. Они платят за аренду, но не отчисляют налоги (прежде всего с зарплаты), не занимаются лесовосстановлением и не развивают переработку круглого леса в России.
В чем я согласен с министром природных ресурсов и экологии Дмитрием Кобылкиным, так это в том, что без постоянного ухода и ответственного хозяина леса будут продолжать гореть, а качество вновь воссозданных зон продолжать падать. Добиться изменений можно только постоянной системной работой на всех уровнях.
Если говорить о предприятиях лесопромышленого комплекса, в первую очередь нужно стимулировать их развивать уход за лесом, что в свою очередь улучшит и дорожную инфраструктуру. Мы всегда закладываем этот пункт в инвестиционную программу нашего предприятия в Лесосибирске и ежегодно строим и ремонтируем более 70 км лесных дорог.
Я уже не раз говорил о том, что важно на законодательном уровне стимулировать бизнес заниматься не просто первичным лесовосстановлением, а полноценным уходом за лесом. Идеальным решением стало бы разрешение частной собственности на лесные земли для начала хотя бы для крупных и ответственных лесопользователей. Можно стимулировать без радикальных мер. Например, с помощью повышения арендной платы за лесные участки для тех компаний, которые не перерабатывают заготовленный круглый лес и не создают рабочие места, одновременно частично финансировать или субсидировать создание лесных дорог тем компаниям, которые занимаются переработкой. Полноценный уход за лесом и строительство дорог создаст дополнительные рабочие места для местного населения на удаленных территориях, которые сейчас по сути вымирают.
Остается надеяться, что экологическая катастрофа, которая произошла этим летом в российских регионах, даст импульс реальным изменениям в системе государственной охраны природных ресурсов. А также поднимет наболевший вопрос контроля экспортеров круглого леса, которые не создают рабочие места и не производят продукцию с добавленной стоимостью, отдавая это на откуп зарубежным коллегам.