Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Новости ЛПК

В Свердловской области острый дефицит подвижного состава

21.12.2010 16:43

В 2010 году необеспечение предприятий Свердловской области вагонами инвентарного парка выросло с 220 вагонов в мае до 11,5 тысяч вагонов в сентябре. Как сообщили «НЭП» в пресс-службе Свердловской железной дороги, всего за 9 месяцев неподача составила 25,2 тыс вагонов.

Представители Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) заявляют, что дефицит вагонов наиболее сильно ударил по лесопромышленному комплексу региона (потребности грузоотправителей удовлетворяются на уровне 10%). По словам директора ООО «Уральский лес» Рината Рахимова, лесной комплекс Свердловской области ежегодно производит лесной продукции на 9,5 млрд рублей.

«Продукция предприятий отгружается на внутренний и внешний рынок с 63 станций Свердловской железной дороги. Ежемесячная потребность в отгрузке лесных грузов, по данным СвЖД, составляет 2080-2100 полувагонов, но вагоны в полном объеме не подаются, заявки предприятий не согласовываются и в настоящее время удовлетворяются на уровне 10%. Бизнесменам остается только фиксировать срывы поставок сырья на целлюлозно-бумажные и фанерные комбинаты», − считает г-н Рахимов.

По данным СвЖД, начиная с августа-сентября текущего года произошел резкий всплеск предъявления к перевозкам продукции промышленных предприятий. Согласно правилам, в первую очередь удовлетворяются заявки на специальные и социальные перевозки (Министерство обороны, ЖКХ). Ситуация осложняется колоссальным простоем вагонного парка, который нередко используется грузоотправителем как склад для товара.

«По вине грузоотправителей в 2010 году достигнуто рекордное увеличение времени простоя вагона под одной грузовой операцией. За 9 месяцев потери погрузочных ресурсов по причине невыполнения предприятиями оборота вагонов с учетом собственного подвижного состава составили более 210 тысяч вагонов (или около 12 млн тонн груза)», − говорится в комментарии перевозчика.

В СвЖД отмечают, что магистраль может обеспечить заявки только в пределах, определенных техзаданием «РЖД», так как в собственности ОАО «РЖД» (без учета аренды и запаса) на октябрь 2010 осталось только 197 тысяч вагонов (по дороге среднесуточное занятие − 500 полувагонов). Однако уже со 2 квартала 2011 года у ОАО «РЖД» не останется инвентарных вагонов − они будут сосредоточены в собственности операторских компаний. Грузоотправителям, которые больше не смогут отправлять продукцию подвижным составом РЖД, придется выстраивать новую систему взаимодействия с экспедиционными и операторскими компаниями. В связи с этим представители малого и среднего бизнеса опасаются, что проблема грузоперевозок еще больше обострится.

Между тем, некоторые участники рынка подозревают, что острый дефицит подвижного состава создан перевозчиками искусственно. Один из экспертов поделился с «НЭП» своим исключительно субъективным предположением, что полувагоны в нужное время и в полном объеме могут подаваться в том случае, если грузоотправители платят операторам определенный процент сверх стоимости контракта.