Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Лесопромышленный комплекс Кировской области может приостановить работу из-за отсутствия железнодорожных вагонов

11.01.2011 19:14

Предприятия лесной отрасли не отгружают продукцию уже несколько недель. По мнению руководителей предприятий ЛПК региона, проблему нужно решать в экстренном порядке, иначе она может привести к необратимым последствиям в отрасли.

Речь идет о структурной реформе железнодорожного транспорта РФ, которая заключается в передаче госмонополией коммерческим компаниям в собственность более половины подвижного состава парка. И новые операторские компании будут заключать договоры с клиентами на перевозку грузов на выгодных для себя условиях. Но, как показало обсуждение в Вятской торгово-промышленной палате, на практике благое решение о демонополизации железнодорожной отрасли привело в Кировской области почти к… транспортному коллапсу.

Передача вагонов частным операторам обернулась тем, что некоторые фирмы вынуждены были просто прекратить отгрузку. Особенно это сказалось на лесной отрасли. «Мы уже второй месяц не может отгрузить свою продукцию, − говорит гендиректор крупной лесоперерабатывающей фирмы Михаил Скворцов, − Перебои с вагонами очень серьезные. Как оказалось, у частных операторов есть более интересные клиенты, чем мы, лесники. И до нас просто „руки не доходят“. А если „доходят“, то надо переплачивать за эти вагоны, как минимум, процентов 10−15, и еще нет гарантии, что их поставят».

А поскольку частники каждый раз «выдают» новые цены, практически невозможно планировать свою деятельность. По его словам, аналогичная ситуация практически у всех его коллег. И проблему решать надо очень быстро, иначе лесопромышленный комплекс области окажется в тяжелейшей ситуации.

Как говорит старший вице-президент ВТПП Юрий Исупов, похожая ситуация не только в лесной отрасли. В частности, не могут получить крытых вагонов те, кто занимается отгрузкой продовольствия. А если и получают, то вагоны обходятся на 50 процентов дороже существовавшего на железной дороге тарифа.

По его мнению, это объясняется, в частности, несовершенной логистикой новых транспортных структур. Если раньше железная дорога работала, как единый механизм, и можно было планировать загрузку вагонов на месяцы вперед, то теперь частник запросто может отправить вагоны пустыми мимо «неперспективного» груза. В том числе и потому, что не располагает единой информационной базой − кто, откуда, когда, куда и что намерен перевезти. И потому не может обеспечить обратную загрузку. В результате растет пустопорожний пробег, возникает «техническая» нехватка вагонов, а убытки «вбиваются» в тариф.

Появляется парадоксальная ситуация, когда при том же количестве вагонов грузов перевозится меньше. Причем, проблема будет обостряться, поскольку уже в этом году в Кировской области по прогнозам рост валового регионального продукта может составить около 4 процентов. А это потребует и дополнительной отгрузки.

Хотя проблема коснулась уже всей страны (что видно хотя бы по обилию «жалоб» в Интернете), наиболее болезненна эта ситуация для таких регионов, как Кировская область. Где объемы перевозимых грузов заметно меньше, чем в более крупных регионах. В этой ситуации новые грузовые операторы предпочитают иметь дело в первую очередь с крупными клиентами.

Что касается кировских железнодорожников, то они настроены менее пессимистически. Хотя парк грузового подвижного состава РЖД действительно уменьшается с каждым месяцем, и, в конце концов, придет к нулю, длительной приостановки отгрузки из-за нехватки вагонов пока нет. Но как скоро нормализуется ситуация в сфере грузовых перевозок, сказать не могут. Во многом это зависит от того, как удастся отрегулировать цену между отправителями и получателями груза, чтобы компенсировать транспортные издержки. По мнению экспертов, процесс реструктуризации грузового состава может продлиться до полугода, что окажет пагубное влияние на весь лесопромышленный комплекс региона. Поскольку в этом случае фактически будет упущен целый лесозаготовительный сезон.