Люксембург стал первой страной Европы, запретившей распространение по почте печатных рекламных материалов
В мае 2022 года Люксембург принял закон об отходах, запрещающий отправку и распространение коммерческих печатных рекламных материалов без явного согласия получателя.
По новым правилам, начиная с 2024 года, отправка безадресных почтовых рекламных и информационных рассылок будет разрешена только в том случае, если получатель дал свое явное согласие, например, наклеив соответствующую наклейку на свой почтовый ящик. Этот шаг коснется коммерческой рекламы, в том числе листовок супермаркетов и торговых сетей, меню служб доставки и других брошюр, предлагающих различные услуги. Любой, кто нарушит эти положения, рискует быть оштрафованным на сумму до 10 тыс. евро.
Отраслевые ассоциации Люксембурга и других европейских стран осудили это решение. Например, группа типографий Люксембурга Association des Matres Imprimeurs (AMIL) раскритиковала закон как «серьезное вмешательство в свободное движение товаров в рекламном секторе». В организации посетовали на отсутствие диалога между государством и участниками рынка, затронутыми этим законом. AMIL предупредила, что это действие может поставить под угрозу 200 рабочих мест в полиграфической промышленности, которая уже сильно пострадала от кризиса в последние годы.
Первые последствия стали заметны уже сейчас: за 18 месяцев до фактического вступления закона в силу по крайней мере одна компания в Люксембурге заявила, что прекратит свою деятельность из-за запрета. Издательство Mediahuis Luxembourg планирует закрыть свою типографию не позднее первого квартала 2024 года.
«Все другие аргументы, такие как стигматизация людей, которые хотят получать эту рекламу, и исключение малых компаний, зависящих от этого вида рекламы, просто отклоняются», – добавили в ассоциации. AMIL также указывает, что законодательство может противоречить правилам Евросоюза о свободном перемещении товаров, поэтому оно не будет соответствовать правилам ЕС.
Известно, что подобные усилия со стороны законодателей уже провалились в Дании. Инициативы такого рода пытаются реализовать в стране с 2020 года, однако законопроект так и не был принят. В Дании возникли сомнения относительно того, соответствуют ли правила европейскому законодательству. Более того, датские политики не хотели рисковать таким образом навредить свободным местным СМИ.