МЧС коренным образом переделало законопроект «О добровольной пожарной охране»
10 февраля 2011 года в МЧС (на базе ФГБУ НЦУКС) состоялось расширенное заседание рабочей группы МЧС России по подготовке проекта федерального закона «О добровольной пожарной охране». На заседании была представлена новая версия законопроекта, существенно отличающаяся от той, которая была принята Государственной Думой 26 января в первом чтении. Официальный статус этой версии не определен, но очевидно, что она представляет позицию МЧС по данному вопросу.
Изменения очень велики и требуют детального изучения. Главное принципиальное изменение состоит в том, что разработчики в явном виде сузили сферу действия данного законопроекта − его действие больше не распространяется на самих добровольцев. В статье 2 данного законопроекта теперь прямо указывается, что «настоящий федеральный закон не распространяется на деятельность физических лиц». Добровольцы же, в соответствии с федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», это «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
При этом в законопроекте «О добровольной пожарной охране» говорится, что добровольный пожарный − это физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны (ст. 1), и что добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны (ст. 5).
Как бы то ни было, на деятельность самих пожарных добровольцев этот законопроект в новой редакции, скорее всего, никак не повлияет. Но вот препятствия для организованного развития пожарного добровольчества в небогатых сельских населенных пунктах и на небольших производственных объектах по-прежнему сохраняются. Вопрос о средствах, необходимых для государственной поддержки и организации пожарного добровольчества, остается нерешенным − единственное, что смогло твердо пообещать руководство МЧС, это то, что оно окажет помощь в обучении и будет передавать добровольной пожарной охране списанное оборудование и обмундирование.
Обсуждения новой версии законопроекта по существу не было, поскольку участники совещания увидели эту версию только на совещании, и не имели возможности с ней внимательно ознакомиться. Поэтому большинство выступлений имело несколько философский характер.
Организаторам заседания был прямо задан вопрос − почему на заседании отсутствуют представители ВДПО (Всероссийского добровольного пожарного общества). Заместитель министра − статс-секретарь МЧС В. А. Пучков уверил всех собравшихся, что руководитель ВДПО был персонально приглашен, и ему неизвестно, почему представители ВДПО не пришли. Однако, из розданного всем списка участников явственно следовало, что представителей ВДПО на совещание не приглашали.
Представитель Гринпис Алексей Ярошенко предложил обратиться к Президенту РФ с инициативой о проведении общественного обсуждения данного законопроекта на основании вчерашнего президентского указа. В. А. Пучков на это предложение ответил, что, по мнению МЧС, задерживать принятие данного закона ради дополнительного общественного обсуждения недопустимо, поскольку «цена задержки − это новые потери и новые жертвы».
Подробнее об общественном обсуждении: Новая возможность для общественного обсуждения законопроекта «О добровольной пожарной охране»
По итогам совещания решили, что требуется дополнительное обсуждение законопроекта в Общественной палате, и что совещание желательно провести до конца следующей недели. По поводу необходимости общественного обсуждения законопроекта стороны не пришли к единому мнению.
Ниже приводится новая версия законопроекта «О добровольной пожарной охране».
Проект № 465958−5 (Вариант от 10.02.2011)
Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) добровольная пожарная охрана − социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц − общественных объединений, объединившихся для участия в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;
2) добровольный пожарный − физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и на безвозмездной основе непосредственно участвующий в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров;
3) добровольная пожарная дружина − подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;
4) добровольная пожарная команда − оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, на вооружении которого имеются мобильные средства пожаротушения;
5) добровольная пожарная дружина юных пожарных − детское подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении средств пожаротушения;
6) оперативное подразделение добровольной пожарной охраны - подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров;
7) подразделение добровольной пожарной охраны − территориальная или объектовая добровольная пожарная команда (дружина);
8) работник добровольной пожарной охраны − физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с подразделением добровольной пожарной охраны;
9) статус добровольного пожарного − совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность физических лиц, а также органов общественной самодеятельности, созданных физическими лицами по месту их жительства, работы или учебы с целью решения различных социальных проблем в области пожарной безопасности.
Статья 3. Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Федеральный закон, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и учредительные документы общественных объединений пожарной охраны.
Статья 4. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности общественных объединений пожарной охраны
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, оказывают государственен поддержку при осуществлении их деятельности и предусматривают систему мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных в рамках законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Глава 2. Добровольная пожарная охрана
Статья 5. Общественные объединения пожарной охраны
1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации добровольное, самоуправляемое, социально ориентированное некоммерческое объединение физических лиц и (или) юридических лиц, объединившихся для достижения предусмотренных уставом общественного объединения целей в области обеспечения пожарной безопасности.
2. Общественные объединения пожарной охраны создаются по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц − общественных объединений пожарной охраны.
3. Общественные объединения пожарной охраны создаются в следующих организационно-правовых формах:
1) общественная организация;
2) общественное учреждение.
4. Учредителями общественных объединений пожарной охраны могут выступать физические и (или) юридические лица − общественные объединения пожарной охраны.
5. Членами общественных объединений пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами Устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественных объединений пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.
6 Учредители, члены и участники общественных объединений пожарной охраны имеют права и обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и Уставом общественного объединения пожарной охраны.
7. Участниками общественных объединений пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.
8. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны устанавливаются граждански − правовым договором на выполнение им работ по участию в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
9. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.
10. Общественные организации и территориальные подразделения добровольной пожарной охраны подлежат обязательной государственной регистрации в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
11. Создание, реорганизация, ликвидация общественных объединений пожарной охраны, порядок осуществления их деятельности определяются законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Общественные организации пожарной охраны
1. Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное для совместной деятельности, защиты общих интересов, достижения уставных целей в области обеспечения пожарной безопасности и координации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны.
2. В форме общественной организации пожарной охраны могут создаваться союзы (ассоциации) пожарной охраны и добровольные пожарные общества.
3. Всероссийский союз (ассоциация) пожарной охраны создается с целью обеспечения взаимодействия различных видов пожарной охраны и организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава различных видов пожарной охраны − членов союза (ассоциации) в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, российскими и зарубежными организациями, осуществления совместных программ по решению задач в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
4. Добровольное пожарное общество для достижения уставных целей в области пожарной безопасности, организует и обеспечивает создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и решение вопросов материального стимулирования участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольное пожарное общество представляет и защищает законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общества в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Статья 7. Общественные учреждения пожарной охраны.
1. Общественными учреждениями пожарной охраны являются не имеющие членства общественные объединения пожарной охраны, созданные с целью участия в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории городских и сельских поселений, а также в организациях.
2. В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и дружины, ставящие своей целью участие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории городских и сельских поселений (территориальные добровольные пожарные команды или дружины) или в организации (объектовые добровольные пожарные команды или дружины).
3. Участниками территориальной добровольной пожарной команды могут быть добровольные пожарные из числа физических лиц, проживающих на территории городских и сельских поселений в районе обслуживания добровольной пожарной команды.
4. Должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов и иных работников, в обязанности которых входит управление мобильными средствами пожаротушения) должны комплектоваться работниками на условиях трудового договора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Управление деятельностью и имуществом территориальной
добровольной пожарной команды (дружины) осуществляется ее руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности решением учредителя (учредителей).
6. Объектовые добровольные пожарные команды (дружины) могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц.
7. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды (дружины) могут выступать собственники имущества организаций.
8. Участниками объектовой добровольной пожарной команды (дружины) могут быть добровольные пожарные из числа работников данной организации.
9. Управление объектовой добровольной пожарной командой (дружиной) и ее имуществом осуществляется руководителем добровольной пожарной команды (дружины), назначаемым на должность и освобождаемым от нее учредителем (учредителями).
10. Руководитель объектовой добровольной пожарной команды (дружины) имеет право совещательного голоса при учредителе (учредителях).
11. Деятельность добровольные пожарные команд (дружин), их структура, права и обязанности работников и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом и Уставом добровольной пожарной команды (дружины).
12. В образовательных учреждениях, их собственниками (руководителями), могут создаваться добровольные дружины юных пожарных в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач по профилактике пожаров.
13. Участниками добровольных дружин юных пожарных могут быть граждане Российской Федерации в возрасте от десяти до восемнадцати лет, изъявившие желание участвовать в деятельности дружин юных пожарных и способные по состоянию здоровья участвовать в деятельности по профилактике пожаров.
14. Права и обязанности участников добровольных дружин юных пожарных устанавливаются положениями о них, разработанными и утвержденными их учредителями.
Статья 8. Задачи добровольной пожарной охраны
Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
1) осуществление профилактики пожаров;
2) спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи
пострадавшим;
3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Статья 9. Личный состав добровольной пожарной охраны
1. Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя состоящих на соответствующих должностях, предусмотренных штатным расписанием, работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных.
2. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с осуществлением профилактики и (или) участием в тушении пожаров, проведения аварийно спасательных работ на месте пожара и оказания первой помощи пострадавшим.
3. Для личного состава добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.
Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), а также средств государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Имущество добровольной пожарной охраны
1. Имущество добровольной пожарной охраны формируется посредством передачи имущества учредителем (учредителями) во владение, аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе добровольной пожарной команде (дружине), взносов и пожертвований, поступлений от проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды (дружины) мероприятий, за счет средств государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и иных не запрещенных законом поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожара).
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе, в порядке оказания государственной поддержки, передавать во владение и (или) пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны необходимые для осуществления их деятельности здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество необходимое для достижения уставных целей добровольной пожарной охраны.
3. Имущество, находящееся в собственности (владении, пользовании, распоряжении) добровольной пожарной охраны, должно использоваться только в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
В случае ликвидации общественного объединения пожарной охраны, имущество, полученное в рамках или приобретенное за счет средств государственной поддержки, передается на баланс соответствующего территориального подразделения Государственной противопожарной службы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Глава 3. Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных
Статья 12. Регистрация добровольных пожарных
1. Гражданин приобретает статус добровольного пожарного с момента его обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных.
2. Граждане исключаются из реестра добровольных пожарных по следующим основаниям:
личное заявление гражданина;
вступление в законную силу приговора суда за совершенное уголовное преступление;
наложение административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности;
призыв на военную службу или поступление на военную службу i контракту;
неисполнение установленных настоящим Федеральным законом обязанностей добровольного пожарного.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок ведения и ведет сводный реестр добровольных пожарных.
Статья 13. Права добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
1. Добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны имеют право на:
1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей в добровольной пожарной команде (дружине);
2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с деятельностью добровольной пожарной команды (дружины), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды (дружины) на законных основаниях в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ на месте пожара, оказанию первой помощи пострадавшим;
4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности организаций, органов местного самоуправления, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;
5) внесение в органы местного самоуправления, организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности в населенных пунктах и в организациях;
6) осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Добровольные пожарные и работники добровольных пожарных команд, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для осуществления работ по тушению пожаров.
Статья 14. Обязанности добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
На добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной команды (дружины), Уставом (Положением), добровольной пожарной команды (дружины) должны быть возложены следующие обязанности:
1) обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями объеме, предусмотренном программой первоначальной и последующе» профессиональной подготовки добровольных пожарных;
2) прибывать к месту пожара при получении сообщения о пожаре и участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ на месте пожара и оказывать первую помощь пострадавшим;
3) участвовать в деятельности добровольной пожарной команды (дружины);
4) нести службу (дежурство) в соответствии с графиком, утвержденным руководителем добровольной пожарной команды (дружины), по согласованию (при необходимости) с руководителем организации по месту основной работы (учебы) добровольного пожарного;
5) соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды (дружины), дисциплину и правила по охране труда в пожарной охране;
6) содержать в исправном состоянии специальное снаряжение, пожарно-техническое вооружение и оборудование;
7) выполнять распоряжения руководителя подразделения добровольной пожарной охраны и руководителя тушения пожара.
Статья 15. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных
1. Учредитель (учредители) общественного объединения пожарной охраны вправе устанавливать формы и размеры материального стимулирования добровольных пожарных.
2. Форма материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений (премий) устанавливаются учредителем (учредителями) по представлению руководителя добровольной пожарной команды (дружины) в зависимости от объема средств на содержание команды (дружины) и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности добровольной пожарной команды (дружины).
3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.
Статья 16. Страхование добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ на месте пожара, спасению людей и имущества при пожарах, оказанию первой помощи пострадавшим могут, в порядке оказания государственной поддержки, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на их содержание, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны i, период исполнения обязанностей добровольного пожарного.
Статья 17. Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным
1. Добровольные пожарные по месту основной работы (учебы) освобождаются от работы (учебы) без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы (учебы), должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды (дружины), прохождения ими первоначальной подготовки, если участие в тушении пожаров, несение службы (дежурства), первоначальная подготовка осуществляются в рабочее время.
2. Подразделения добровольной пожарной охраны, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее время к участию в тушении пожаров, несению службы, прохождению подготовки, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по основному месту работы (учебы) компенсацию в размере и в порядке, которые определенны соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.
3. Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором о выполнении добровольным пожарным работ по профилактике и (или) тушению пожаров.
4. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных, в свободное от основной работы (учебы) время или в указанное время с согласия работодателя, сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха, предусматриваемого в графике дежурств.
5. Размер и порядок выплаты компенсации, определяемый учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны), указываются в гражданско-правовом договоре о выполнении добровольным пожарным работ по профилактике и (или) тушению пожаров. В том же порядке добровольным пожарным возмещаются расходы, связанные с оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) до места прохождения первоначальной подготовки и обратно, а также командировочные расходы.
6. Добровольные пожарные, находящиеся в реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.
7. Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту основной работы предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до десяти рабочих дней без сохранения заработной платы по основному месту работы.
Статья 18. Социальная защита членов семей добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
Органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей добровольных пожарных и работников подразделений добровольной пожарной охраны, в том числе в случае гибели добровольного пожарного или работника подразделения добровольной пожарной охраны в период исполнения обязанностей добровольного пожарного.
Глава 4. Организация службы добровольной пожарной охраны
Статья 19. Несение службы добровольными пожарными и работниками добровольной пожарной охраны
1. Добровольные пожарные и состоящие на соответствующих должностях, предусмотренных штатным расписанием, работники добровольной пожарной охраны допускаются к самостоятельной работе по тушению пожаров при наличии документа о прохождении ими обучения по программе первоначальной профессиональной подготовки.
2. Режим несения службы (дежурства) добровольных пожарных устанавливается учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
3. Режим несения службы (дежурства) и отдыха работников добровольной пожарной охраны устанавливается трудовым законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Подготовка добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
1. Добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки.
2. Первоначальное обучение и последующая профессиональная подготовка добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны осуществляются в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих соответствующую лицензию на обучение.
Статья 21. Привлечение подразделений добровольной пожарной охраны к тушению пожаров
1. Подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы (дежурство) в составе гарнизона пожарной охраны и привлекаются к участию в тушении пожаров в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
2. Выезд территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров в закрепленном за ними районе выезда (обслуживания) осуществляется в безусловном порядке, а за пределы указанного района − в порядке, согласованном с учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны.
3. Объектовые подразделения добровольной пожарной охраны привлекаются к тушению пожаров за пределами территорий охраняемых организаций в порядке, согласованном с учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны.
4. Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, осуществляет функции руководителя тушения пожара. После прибытия на пожар должностных лиц Государственной противопожарной службы руководство тушением пожара осуществляется этими лицами, личный состав подразделения добровольной пожарной охраны выполняет их распоряжения по тушению пожара.
Президент Российской Федерации