Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Новости ЛПК

Принято решение по формированию Лесного образовательного кластера Республики Коми

14.02.2011 18:30

Сегодня в регионе есть все предпосылки к созданию регионального образовательного кластера для подготовки инновационных кадров, так необходимых лесному сектору экономики. Об этом на международной научной конференции «Промышленное освоение Севера и актуальные вопросы этноэкологии» в своем докладе заявила директор Сыктывкарского лесного института Валентина Жиделева.

«Инновационным продуктом с точки зрения услуг сферы образования являются конкурентноспособные кадры, и для того, чтобы их готовить, многие вузы в России, в том числе и в Республике Коми, ищут возможные варианты интеграции, позволяющие повысить качественный уровень выпускников, − подчеркнула директор СЛИ. − Ныне, как никогда ранее, возникла необходимость в формировании такого образовательного кластера и, как нам кажется, для этого сегодня в республике есть все необходимое».

Профессор Жиделева представила участникам конференции готовую модель подобной образовательной структуры, разработанную в Сыктывкарском лесном институте. Суть кластерного подхода в подготовке инновационных кадров для лесного комплекса, по ее мнению, заключается в объединении независимых субъектов образовательной деятельности: крупного профильного вуза, других образовательных учреждений, бизнеса, науки, органов государственной и муниципальной власти, играющих важную роль при решении вопросов кадровой политики на своих уровнях.

«Мы создаем лесной образовательный кластер в соответствии с „Концепцией модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года“, принятой 8 ноября 2010 года, − пояснила В. Жиделева.- Сыктывкарский лесной институт является отраслевым центром для его формирования. В кластер должны войти такие учебные заведения начального и среднего профессионального уровня, как ПТУ № 15, 20, 34 и два столичных техникума − агропромышленный и целлюлозно-бумажный. Они пока объединяются на добровольной основе, что предполагает реализацию принципа конфедерации».

По словам директора Лесного института, субъектами лесного образовательного кластера могут стать также созданный на базе СЛИ Международный совет по сотрудничеству в области лесного профессионального образования финно-угорских стран и регионов РФ и «Лесная академия Коми», оперативно решающая задачи в области подготовки квалифицированных кадров для лесопромышленного комплекса региона и даже Северо-Запада России.

Еще одной составляющей кластера должен стать полигон молодежных инновационных проектов на базе СЛИ, позволяющий готовить студентов к самостоятельной инновационной предпринимательской деятельности. Работа по созданию полигона в институте уже ведется с помощью ОАО «Монди СЛПК» и партнеров из Германии. По словам профессора В. Жиделевой, реализация этого проекта полностью соответствует задачам, поставленным «Стратегией развития республики-2020».

Инновационный подход, как считает директор СЛИ, требует использования в работе по подготовке кадров новых технологий образования и развития дистанционного обучения, что невозможно без создания IT-кластера, который позволит сформировать единое информационное пространство.

Решение, принятое по формированию Лесного образовательного кластера Республики Коми созвучно с идеями и задачами, которое поставило перед собой минпромэнерго. Об этом на подписании соглашения по созданию кластера заявил первый заместитель министра промышленности и энергетики Александр Гибеж.

Как подчеркнул замминистра, в настоящий момент в ведомстве дорабатывается стратегический документ «Основные направления развития лесопромышленного комплекса до 2020 года». В раках этих направлений одним из ключевых определено развитие кадрового потенциала, так как уже сейчас предприятия сталкиваются с нехваткой квалифицированных специалистов.

«Кадровое обеспечение лесопромышленного комплекса можно разделить на три основных задачи, − подчеркнул А. Гибеж. − Это определение потребности лесопромышленного комплекса на ближайшую перспективу в трудовых ресурсах, формирование внутрирегиональной системы подготовки кадров и повышение престижа работы в отрасли ЛПК. К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда работа в лесном секторе становится малопривлекательной для молодежи, даже несмотря на то, что она неплохо оплачивается. И я думаю, что решение, принятое по формированию образовательного кластера, это тот шаг, который созвучен с теми идеями и задачами, которые мы перед собой ставим».

А. Гибеж также подчеркнул, что министерство готово содействовать кластеру в реализации поставленных целей и задач, так как решение о его создании укладывается в рамки утвержденной Концепции развития профессионального образования. «Чтобы воплотить эту идею в жизнь, необходимо переходить к практическим шагам», − сказал он.

Министерство промышленности, в свою очередь, постарается обеспечивать взаимодействие кластера с работодателями, особенно с новыми предприятиями.

Взамен Александр Гибеж попросил подготовить некий банк данных подготовки специалистов лесного образования по уровням, учебным заведениям и специальностям. «Взглянув на эту „матрицу“, можно было бы увидеть где, каких и какого уровня специалистов можно готовить. Эту информацию минпромэнерго могло бы доводить до потенциальных работодателей», − подытожил А.Гибеж.