Рослесхоз разработал проект Государственной программы развития лесного хозяйства
Федеральным агентством лесного хозяйства разработан проект «Государственной программы развития лесного хозяйства». Как и ожидалось, в проекте нет никаких новых идей, и он представляет собой аналог ранее утвержденных документов из области лесной фантастики (Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 − 2010 годы, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2002 года и тому подобных). Механизмов реализации изложенных в проекте госпрограммы благих пожеланий пока нет, финансовая сторона программы пока тоже не проработана. В целом по стилю и уровню проработанности «Проект…» напоминает литературный обзор из студенческой дипломной работы.
В проекте говорится, что «реализация Программы осуществляется в три этапа, увязанных с периодами бюджетного планирования:
I этап − 2012−2014 годы: основное внимание будет уделено подготовке законодательной и иной нормативно-правовой базы в сфере лесопользования, мониторингу состояния лесов, увеличению объемов работ по лесоустройству, охране лесов от пожаров;
II этап − 2015−2017 годы: предусматривается, что в данный период ресурсный потенциал лесов России в полной мере обеспечит потребности промышленности, включая экспорт, и населения страны на древесную и недревесную продукцию леса, выполнение защитных, экологических, рекреационных и иных социальных функций;
III- 2018 − 2020 годы: завершение процесса инновационной модернизации лесного хозяйства».
Для того, чтобы к 2015−2017 г.г. ресурсный потенциал лесов России мог в полной мере обеспечивать потребности промышленности и населения страны в древесной и недревесной продукции леса, а также выполнение перечисленных функций, необходимо научиться выращивать спелые хозяйственно ценные леса за 4−6 лет (напомним: сейчас у нас на дворе 2011 год). До сих пор об этом никто не мечтал даже в тропиках, а уж тем более в таких северных странах, как наша.
Для того, чтобы в 2012−2014 г.г. добиться сколько-нибудь значимых результатов в области лесоустройства и охраны лесов от пожаров, необходимо уже сейчас (в 2011 году) полностью переработать соответствующие разделы Лесного кодекса РФ, поскольку в существующей редакции он не позволяет ни проводить полноценное лесоустройство, ни охранять леса от пожаров. Очевидно, что соответствующие разделы Лесного кодекса РФ в 2011 году разумным образом переработаны не будут (причины в пояснениях не нуждаются).
А вот «инновационная модернизация лесного хозяйства», скорее всего, к 2018 году потеряет свою актуальность. Модные государственные слова типа «инноваций» и «модернизации» живут недолго и заменяются новыми, по мере того как несовместимость старых с окружающей действительностью становится разительно очевидной. Так что к этому этапу программу наверняка придется переписывать, если, что более вероятно, она не будет полностью забыта раньше.
В результате выполнения Государственной программы развития лесного хозяйства предполагается достичь следующих результатов (большинство из них уже планировалось достигнуть в разные исторические периоды XVIII − XX столетий, и многие даже были достигнуты, но потом утрачены в ходе последующих «реформ»):
формирование системы устойчивого управления лесами;
повышение эффективности государственного управления лесами на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления;
создание системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров в регионах;
сведение к минимуму повреждения лесов, возникновения катастрофических верховых лесных пожаров, предотвращение гибели людей и повреждения огнем населенных пунктов, объектов экономики;
улучшение санитарно- гигиенической и экологической обстановки в регионах, в наибольшей степени подверженных воздействию лесных пожаров;
повышение информированности населения, скорости оповещения населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
повышение оперативности тушения лесных пожаров до уровня лучших зарубежных стран;
создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий на федеральном и региональном уровнях;
развитие интегрированной защиты лесов на основе разработки новейших методов и технологий, лесозащитных препаратов, учитывающих последние научно- инновационные достижения;
создание эффективных технологий оценки фитосанитарного риска распространения инвазивных вредных организмов, обеспечивающих безопасность лесов Российской Федерации от видов, способных нанести значительный экономический и экологический ущерб;
создание радиационно- безопасных условий труда в лесном хозяйстве, снижение уровня радиационной опасности для населения, проживающего на территории лесного фонда, загрязненного радионуклидами, предотвращение поступления на рынок лесных продуктов, загрязненных радионуклидами;
снижение объема нелегальных рубок;
восстановления лесов в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
улучшение породного состава лесных насаждений;
достижение обеспечения баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами лесовосстановления;
внедрение моделей интенсивного воспроизводства лесов;
создание постоянной лесосеменной базы и формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами;
создание сети лесных селекционно- семеноводческих центров и лесных питомников по выращиванию селекционного посадочного материала; регулярное проведение уходов за лесными культурами;
ускоренное создание улучшенных форм и сортов лесных растений;
повышение качества посадочного материала и продуктивности лесных пород;
создание генетически улучшенные формы древесных растений заданного целевого назначения;
техническая модернизация работ в области лесного семеноводства, выращивания посадочного материала и лесовосстановления;
создание лесных плантаций на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения и вырубках в целях получения древесного сырья в регионах с истощенной ресурсной базой;
повышение плотности лесных дорог и доступности лесных ресурсов;
создание системы достоверной оценке лесных ресурсов и объемов использования лесов по субъектам Российской Федерации;
развитие системы государственной инвентаризации лесов и лесоустройства;
внедрение прогрессивных отечественных и зарубежных технологий лесозаготовок, обеспечивающих максимальное сохранение лесной среды и биологического разнообразия лесов;
развитие новых форм права пользования лесными участками;
совершенствование системы проектирования лесных участков и государственной регистрации прав на лесные участки;
создание общефедеральной системы государственного лесного реестра;
внедрение системы электронного документооборота;
модернизация лесной науки;
создание системы внедренческих научно-инновационно-технологических центров;
оптимизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации лесных кадров;
интеграция лесной науки и образования;
обеспечение занятости населения, развитие малого и среднего бизнеса в лесном секторе;
повышение международного имиджа Российской Федерации в переговорном процессе по лесам;
улучшение экологической ситуации регионов и повышения качества жизни граждан, состояния их здоровья;
повышение производительности труда и конкурентоспособности российских товаров.
Ну, а в целом прочтение проекта Государственной программы развития лесного хозяйства позволяет сделать совершенно однозначный вывод: от принятия этой программы в российском лесном хозяйстве совсем ничего не изменится. Ну разве что отчетности станет еще больше…
Точно так же, как ничего не изменилось в лесном хозяйстве России от принятия «Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 − 2010 годы» в 2003 году и ее новой редакции в 2007 году, «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2002 года» в 2008 году, «Основных направлений развития лесной промышленности» в 2002 году, и тому подобных фантастических документов.