Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Нехватка кадров в лесной отрасли: кто виноват и что делать?

11.12.2023 15:23

Наболевшие проблемы кадрового обеспечения лесной отрасли и пути их решения обсуждались на заседании Экспертно-консультативного Совета (ЭКС) по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, которое состоялось 21 ноября 2023 года под руководством Заместителя Председателя этого Комитета, руководителя ЭКС по лесному комплексу Татьяны Гигель в Москве на площадке выставки «Мебель-2023».

Во встрече приняли участие представители отраслевых учреждений среднего профессионального образования (СПО) и предприятий лесопромышленного комплекса. Во вступительном слове сенатор Татьяна Гигель отметила остроту заявленной для обсуждения темы: на данный момент обеспечение кадрами в отрасли составляет всего 44%, вакантны 42 000 рабочих мест! Результаты масштабного анкетирования, проведенного на предприятиях лесопромышленного комплекса показали: вопрос кадрового обеспечения – один из самых больных и тяжело решаемых среди всех, стоящих перед производственниками. Кадровый голод испытывают даже успешные предприятия с современной технической базой, новым оборудованием и высоким уровнем зарплаты.

Все начинается с детства

Многие участники встречи с болью говорили о том, что молодые специалисты не мотивированы на работу. Даже при наличии отличных хард-скилл они совершенно не обладают софт-скилл, которые и помогают человеку работать честно и эффективно. Современные выпускники зачастую или не имеют карьерной цели или не отдают себе отчета, что для движения вперед  нужен планомерный, ответственный труд. И эта проблема решается не на уровне СПО или вузов, трудовые навыки прививаются со школьной скамьи, а, возможно, и еще раньше. Это понимают в органах госвласти и, как заметила Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего специального образования и профобучения Минпросвещения России, уже внесены поправки в Закон об образовании в части трудового школьного воспитания. 

Татьяна Гигель обратила внимание на то, что многие выпускники в принципе не выбирают для себя инженерные профессии. Одна из причин этого – отсутствие современного оборудования в школах в кабинетах физики и химии, а ведь именно на этих предметах закладываются азы и интерес к техническим специальностям. Предприятия отрасли, заинтересованные в новых молодых кадрах,  пытаются исправить это положение, но без участия органов  госвласти эту проблему в целом не решить.

О важности диалога

В выступлении Марины Софроновой прозвучали вполне достойные цифры:  в системе СПО ведётся подготовка кадров для лесопромышленного комплекса по 14 профессиям и 4 специальностям, молодых специалистов готовят более 200 образовательных организаций. Активно актуализируются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), примерные образовательные программы с учётом отраслевых требований и запросов  конкретных предприятий, совершенствуется система оценки качества подготовки кадров. В рамках Федерального проекта  «Профессионалитет» созданы  три образовательно-производственных кластера – для совместной работы колледжей и ведущих предприятий отрасли. Тезис о том, что образовательным организациям для подготовки востребованных специалистов необходимы реальные запросы от предприятий – как количественные, так и качественные, был всеми поддержан. Только на основе этих запросов могут быть сформированы эффективные контрольные цифры приема и образовательные программы. Правовые основания для реализации этого есть. При этом в проекте «Профессионалитет» уже предусмотрен механизм, с помощью которого будут учтены, в том числе, запросы предприятий малого и среднего бизнеса.  

Про букву закона

Государство заинтересовано в решении кадровой проблемы и активно совершенствует правовые нормы, которые могут этому способствовать. Практически полностью переписана ст. 56 Федерального закона об образовании, посвященная целевому обучению. Но работа не закончена – и эту статью, согласовывая с запросами заинтересованных лиц, продолжают расширять, усиливая ответственность всех сторон за неисполнение условий целевого договора.

На заседании были озвучены и другие запросы на совершенствование законодательства. Предусмотреть облегчение налогового бремени на суммы, которые предприятие вкладывает в поддержку образовательных учреждений и студентов, обучающихся по целевым договорам, разработать льготы при организации учебного производства, откорректировать недавно принятые изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции», уточнив про династии в лесной отрасли. 

На заседании прозвучала цифра, что из выпускников лесного профиля продолжают свою трудовую деятельность по специальности лишь 25%, а это может говорить, в том числе, и о нецелевом расходовании бюджетных средств. Назрела острая необходимость в  строгой системе отчетности по эффективности и планирования, и траты бюджетных средств в образовательной сфере. Но необходимо повышать ответственность не только образовательной организации, но и молодого специалиста. И в связи с этим прозвучало предложение о заключении договора и со  студентами, поступающими на бюджетные места – ведь и в этом случае государству, которое выделило деньги на обучение, важно, чтобы они дали желаемый результат. 

А у нас в квартире газ. А у вас?

Участники заседания познакомились с реальными практиками решения обсуждаемой проблемы на местах.

Про еженедельный разговор о профессиональном становлении, экскурсиях на производство и встречах с работающими специалистами в стенах учебного заведения, длительной профессиональной оплачиваемой стажировке с предоставлением индивидуального учебного плана в колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 рассказал заведующий отделением «Реставрация и деревообработка» Дмитрий Тузов.

Наработками поделилась Людмила Прищенко, директор по персоналу ООО ТПК «Феликс». Это система наставничества на производстве для молодых специалистов, собственный учебный центр, разноплановое сотрудничество с образовательными организациями, проведение соревнований между производственными участками для формирования ответственности за результат. Уникальный опыт в формировании нематериальной мотивации у работников: помимо стандартных совместных мероприятий за пределами производственного процесса (корпоративы, соревнования, турниры) один из сотрудников кадровой службы ведет блог « Я люблю свою работу. Один день из жизни производства». В нем она рассказывает о профессиях, жизни на предприятии. Необычный и современный подход, который, как верит Людмила Прищенко, привлечет молодых людей, и они заинтересуются работой в лесной отрасли и конкретно на предприятии. 

О возможностях национального проекта «Производительность труда» рассказала его технический директор Александра Федорова. Участие в нем позволяет повысить производительность труда на предприятиях, это прекрасная нематериальная мотивация к эффективной работе сотрудников, а еще – дополнительное их обучение за счет бюджетных средств. Операторы нацпроекта помогают разрабатывать корпоративные стандарты,  проводят независимую внутреннюю оценку квалификации сотрудников, организуют повышение их квалификации. Проект многофункционален и приносит пользу всем его участникам: региону, предприятию, вузу, сотруднику. 

Успешный опыт взаимодействия техникума и предприятия представила инженер по подготовке кадров Череповецкого фанерно-мебельного комбината Галина Киркина. На этом предприятии 40% сотрудников – выпускники Череповецкого лесомеханического техникума. Хороший и не случайный показатель. Ознакомительные экскурсии, серьезная длительная производственная практика с обязательным трудоустройством, неформальным наставником и возможностью получения рабочей квалификации уже в процессе обучения, активное вовлечение студентов в социальную жизнь комбината, создание для них комфортного психологического климата дают свой положительный результат. 

А компания «Свеза» –  мировой лидер по производству фанеры – принимает у себя на комбинате в рамках программы АСИ промышленных туристов. Они, увидев процесс производства, начинают интересоваться профессиями лесопромышленной отрасли – и приходят работать в компанию. Да, пока их немного, но это люди, которые придут и будут работать. 

План действий – куда идти и что делать?

Совместными усилиями были определены возможные пути решения заявленной проблемы. 

Прежде всего, необходимо повысить престиж рабочей профессии. Например, сейчас даже профессиональный праздник – День работников леса – если и отмечается, то очень тихо и на уровне предприятий, в медиа-пространстве, СМИ он остается незамеченным. Но если молодые люди не увидят, что это уважаемая, интересная и перспективная профессия – они и не будут ее выбирать. Вот и идут сейчас в СПО на специальности лесного профиля люди, которые просто не могут больше никуда поступить. Соответственно, они и профессионалами хорошими не станут, и работать в лесной отрасли не  останутся. 

Важен и вопрос профориентации. Есть колледжи и предприятия, которые успешно ведут работу с потенциальными студентами и сотрудниками уже в школе: создают профильные классы, проводят экскурсии по производству. Здесь большой простор открывается в области заключения целевых договоров. При отсутствии государственного распределения после окончания обучения это отличный вариант решения кадровой проблемы. 

Среди основных определяющих моментов для принятия выпускником  решения остаться работать на конкретном предприятии – организация реальной производственной практики с наставником-профессионалом, социальные меры поддержки молодого специалиста (обеспечение жильем, выплата материальной помощи, медицинская страховка), достойная заработная плата, современное оборудование и технологии. И предприятия, которые успешно решают кадровую проблему, это понимают.

Чтобы приблизить процесс подготовки к реальным запросам предприятий Воронежский центр оценки квалификаций в лице Аллы Хмель предложил  ввести отраслевые профессиональные характеристики. Этот документ, в отличие от профстандарта, который долго принимается, можно быстро сформировать и утвердить советом по профквалификациям, это будет концентрированный список всех характеристик, микроквалификаций, знаний, умений и навыков, которые можно собрать по востребованной профессии. И затем на основе этого документа разрабатывать соответствующую образовательную программу.  Но запрос на создание такой программы должен прийти от производственников.

Для стабильного развития отрасли необходимо задаваться вопросом – кто будет востребован на производстве через 5-10 лет? На каких станках придется работать молодому специалисту? И в зависимости от ответов на эти вопросы разрабатывать профстандарты и образовательные программы. 

Стоит задуматься о более эффективном использовании информационных каналов. Сейчас при наличии многочисленных возможностей и успешно реализованных вариантов работы на предприятиях и положительного опыта широкая общественность не всегда об этом узнает. Просто не хватает координации и взаимного диалога всех заинтересованных лиц. Каждый решает свои проблемы в одиночку, даже не подозревая, что изобретает зачастую велосипед. 

Завершая заседание, Татьяна Гигель поблагодарила всех участников за живой, неформальный разговор, предложенные пути решения обеспечения кадрами и еще раз напомнила: все-таки основная беда – отсутствие взаимодействия между звеньями одной цепи. Поэтому в первую очередь необходимо налаживать именно конструктивный, многосторонний диалог. 

Прозвучавшие в ходе заседания предложения и рекомендации будут включены в итоговую резолюцию для направления в соответствующие органы исполнительной власти и профильные ведомства. 



Источник новости: «ЛесПромИнформ»