Лесной коллапс: вагоны в избытке, теперь проблема в погрузке
Компании-грузоотправители не могут вовремя справиться с погрузкой леса из-за нехватки техники.
Лесная отрасль региона продолжает сталкиваться с проблемами, которые возникли в результате реформы РЖД − сейчас поставщикам лесных грузов удалось ликвидировать нехватку вагонов для погрузки, но осталась нерешённой другая серьёзная проблема − нехватка техники для осуществления этой погрузки.
Pа последнее время грузовые перевозки по Горьковской железной дороге выросли в стоимости примерно на 40%, и произошло это после того, как вагоны для погрузки были отданы в частные руки, то есть подвижной состав был разбит на два дочерних предприятия ГЖД − ООО «Транслес», через которое компании-лесозаготовители получают вагоны для погрузки, и ОАО «Первая грузовая компания», которая также участвует в поставке вагонов.
При этом средняя скорость транспортировки грузов, в частности леса, уменьшилась в 3 раза, что, конечно, привело к недовольству предприятий лесной отрасли.
12 апреля один из лесозаготовителей даже организовал акцию − проехал по дорогам области на гужевой повозке, которая везла несколько бревен. Таким образом предприниматель хотел продемонстрировать, что такой способ транспортировки, сейчас более выгоден, чем железнодорожные перевозки.
В тоже время, у компаний-частников, в чьи руки теперь перешли погрузочные вагоны, свой взгляд на проблему. Как сообщил пресс-секретарь ОАО «Первая грузовая компания» Алексей Горелов, предприятия кировского региона, занимающиеся отправкой грузов, а особенно лесозаготовители, оказались не готовы к тому, что вопросом поставок леса теперь будут владеть частные компании, что повлекло за собой массу проблем − локомотивов и вагонов почти не осталось, а договорные отношения с частными операторами они вовремя не оформили, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны Горьковской железной дороги.
Чтобы как-то разрешить конфликтную ситуацию представители РЖД пошли навстречу лесозаготовителям, и 14 апреля была организовали встречу грузоотправителей Кировской области с руководителями Горьковской железной дороги.
Как сообщил пресс-секретарь ОАО «ПГК», в ходе встречи была предложена новая схема предоставления вагонов через ООО «Транслес», который в том числе использует и подвижной состав ПГК.
Итак, договоры были заключены, а компания ПГК в свою очередь увеличила в 4 раза количество полувагонов, выделяемых под перевозки лесных грузов. Однако полувагонов стало достаточно, а ресурсов для завершения работы в срок − нет.
Возникшая ситуация повлекла за собой серьезную проблему с простоями вагонов под погрузкой. А простой вагонов в свою очередь, приводит к финансовым потерям частных компаний, которые не понимают, почему лесозаготовители затягивают погрузку.
Как сообщил Алексей Горелов, вагон, прибывший 19 апреля на станцию Луза для ООО «Лесной массив», до сих пор не отправлен по причине медленной погрузки компанией, с которой был заключён договор. Четыре вагона, адресованные ОАО «МАЙСКЛЕС» на станции Безбожник уже четвертый день грузятся краном, а три из семи поданных вагонов для ООО «Компания Трейд» шестой день простаивают на станции Киров-Котласский из-за занятости той площади, где проводятся погрузка и разгрузка леса.
Сами лесозаготовители в свою очередь объясняют, что на задержку погрузки у них есть серьезные причины. Как говорят предприниматели от лесной отрасли, их положение усугубляется ещё и тем, что за простой вагонов введены штрафные санкции.
Член совета директоров «Березовский ЛПК» Иван Малышев рассказал, что сейчас в его компании напряженная ситуация снята, но произошло это совсем недавно.
Иван Малышев:
− Всё, что нам поставляют, мы отгружаем в срок. Ранее возникала такая ситуация, что 2 недели нам не поставляли вагоны, а потом поставляли сразу 20, в то время как мы за сутки можем отгрузить только 5−7. Несмотря на то, что мы доплачивали людям, чтобы они выходили в дополнительные смены, всё равно были задержки с погрузкой. ОАО «ПГК» сейчас вообще практически не поставляет нам груз, это делает в основном компания «Транслес». Видимо, ПГК сейчас ищет виновных в возникшей острой проблеме.
Как рассказал коммерческий директор одной из компаний, чьи вагоны простаивают под погрузкой, ОАО «МАЙСКЛЕС» Анатолий Кононов, задержка отгрузки сейчас связана с тем, что вагоны просто не могут «добраться» до пункта назначения из-за недостаточного количества маневровых локомотивов.
Анатолий Кононов:
− РЖД посчитало, что второй локомотив несёт лишние затраты, на станции Безбожник оставили только один локомотив, который совершенно не успевает с погрузкой. В данный момент 8−10 вагонов стоят в Мурашах, их не поставят сегодня и точно не поставят завтра. Вся станция забита полувагонами, а локомотив не справляется. Если будут простои, то не будет движения денег, а мы являемся градообразующим предприятием, нам нужно оборудовать котельную для отапливания школы и детских садов, если мы этого не сделаем, то ситуация будет аховая.
Кроме того, как сообщал ранее Иван Малышев, в том случае, если ситуация с транспортным сообщением не улучшится, ОАО «МАЙСКЛЕС» планировало публично уволить около 300 рабочих со своего предприятия. Однако, так как ситуация всё же улучшилась, то сокращений скорее всего не будет.
Сейчас представители лесной отрасли недоумевают, почему им могут грозить штрафы за простой вагонов.
Александр Кононов:
− Сейчас всё отдается в частные руки, и это тоже одна из причин задержек с поставкой вагонов. Интересно, почему компания ПГК жалуется на нас. Неизвестно, какие претензии они нам ещё предъявят.