Эксперты прогнозируют, что отечественный рынок фанеры сможет восстановится к 2033 году
Консалтинговая компания Neo провела исследование российского рынка фанеры, который с 2020 года претерпел существенные изменения. Эксперты отметили снижение на 28% объемов производства в 2022 году, а также изменения географии экспорта. В 2023 году рынок начал восстанавливаться, и к 2033-му объем производства может достичь докризисных показателей в 4,4 млн м². Цены при этом могут вырасти более чем на 80% в сравнении с 2024-м. В пресс-релизе компании отмечается, что с 2023 года российский рынок фанеры начал постепенно восстанавливаться, чему способствуют три устойчивых тренда.
В 2023 году объем производства фанеры увеличился на 0,7%, в 2024-м — на 4,9%. Цены в 2024-м также частично восстановились, прибавив 27% к 2023 году. Постепенный рост говорит об адаптации отрасли к новым условиям: модернизируются производства, перестраивается логистика, растут госзаказы на инфраструктурные проекты, а экспортные потоки переориентируются на Азию и Ближний Восток. К 2032 году мировой спрос на фанеру вырастет на 30-40% за счет урбанизации в развивающихся странах, развития экологических инициатив, логистики и электронной коммерции.
Большая часть — 80% — инноваций на рынке фанеры возникли за счет улучшения традиционных видов материала, чему способствовало изменение экологических стандартов в Европе и США. Однако переход на новые виды фанеры ограничен ее себестоимостью и рисками нехватки сырья, но они смогут занять ниши в 3D-строительстве, энергетике и зеленой экономике. Успех будет зависеть от способности отрасли перейти от производства сырья и базовой продукции к выпуску высокомаржинальных материалов с уникальными свойствами.
Начиная с 2022 года произошло перераспределение российских экспортных потоков с Европы и США на рынки Ближнего Востока и Азии. В этот период существенно выросли доли Сингапура, Китая, Турции, ОАЭ и Азербайджана, достигнув суммарно 70% от всего объема экспорта. Кроме того, прогнозируется существенный рост потребления к 2032 году: в Азии — на 35-47%, на Ближнем Востоке — на 50-67%. Это произойдет в основном за счет увеличения объемов строительства на 3-4% ежегодно. Данные рынки станут драйверами развития отрасли: в ближайшие десять лет доля экспорта может достигнуть порядка 40% производства фанеры в России.
«Указанные тренды обеспечат потенциал для выхода российского рынка фанеры на докризисный уровень в ближайшие 5-7 лет. К 2033 году объем производства фанеры может достигнуть 4,4 млн м², что на 27% больше показателей 2024 года, при этом цены могут вырасти более чем на 80% за тот же период. Сохранению позитивной динамики сектора будут способствовать инвестиции в глубокую переработку древесины, развитие продуктовых линеек и выход на новые рынки», — считает Альбина Корягина, партнер по развитию бизнеса Neo.