Новости ЛПК

Счётная плата: право собственности РФ зарегистрировано только на 20% лесного фонда Московской области

17.07.2009 16:47
На прошлой неделе коллегия Счетной палаты рассмотрела вопросы поступления в федеральный бюджет платежей за использование лесов для рекреационных целей и охотничьего хозяйства. На заседании были отмечены проблемы с поступлением платежей в федеральный бюджет (недоимки), с регистрацией права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда в Подмосковье, с самовольными захватами лесных земель на территории Серебряноборского опытного лесничества и на участках, прилегающих к Рублево-Успенскому шоссе (также в Московской области).

В частности, по данным Счетной палаты, в нарушение действующего законодательства регистрация права Российской Федерации на лесной фонд Московской области осуществлена лишь на 20 % от площади лесного фонда. Эти данные могут быть устаревшими - на протяжении последних нескольких месяцев Федеральным агентством лесного хозяйства были предприняты меры для исправления нарушений действующего законодательства в области регистрации права собственности на земли лесного фонда. Тем не менее, очевидно, что в области учета лесов Подмосковья имеются значительные проблемы, которые ведут к разбазариванию лесов, находившихся ранее в государственной собственности.

В частности, площадь лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и утраченных из-за несвоевременной регистрации права собственности Российской Федерации на эти леса, по предварительным оценкам может составить около 50-60 тысяч гектаров. Рыночная стоимость такой площади подмосковных земель на два порядка превышает совокупные годовые затраты федерального бюджета на лесное хозяйство на всей территории Российской Федерации.

Ниже приводится текст сообщения Департамента информации Счетной палаты Российской Федерации.

СП: рекреационный потенциал лесов используется недостаточно эффективно

В минувшую пятницу Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты анализа своевременности и полноты поступлений в федеральный бюджет в 2005-2008 годах средств от использования в рекреационных и охотничьих целях лесного фонда Российской Федерации. С сообщением выступил аудитор Михаил Одинцов.

На Коллегии отмечалось, что рекреационный потенциал лесов используется недостаточно эффективно. Количество переданных в аренду лесных участков отстает от плановых показателей, предусмотренных Лесными планами субъектов Российской Федерации, вследствие чего бюджетная система недополучает значительные финансовые средства.

При этом, из-за отсутствия полноценного контроля за поступлением средств от использования лесного фонда со стороны администраторов платежей за пользование лесным фондом в проверяемых субъектах, недоимка по платежам составила более 33 млн. рублей.

В нарушение действующего законодательства регистрация права Российской Федерации на лесной фонд Московской области осуществлена лишь на 20 % от площади лесного фонда.

Вследствие неудовлетворительной работы с арендаторами специально уполномоченных органов в сфере лесного хозяйства имеют место нарушения арендаторами условий договоров аренды в части перечисления арендных платежей, представления проектов освоения лесов, возведения капитальных строений, захламленности лесных участков. Кроме того, на территории Серебряноборского участкового лесничества допущен самозахват земель лесного фонда площадью не менее 50 га, в то же время по данному факту Мослесхоз никаких действий не предпринимал, вследствие чего территория самовольно занятых земель до настоящего времени продолжает увеличиваться за счет площадей, прилегающих к Рублево-Успенскому шоссе.

В материалах, представленных на Коллегию отмечается, что главной причиной неэффективного управления лесным хозяйством является отсутствие в России единого федерального органа исполнительной власти по регулированию лесных отношений.

Коллегия решила направить представления в Рослесхоз и РАН. Обращение в Генпрокуратуру и СКП. Информационные письма направляются в Правительство Российской Федерации, Россельхознадзор и в администрации Краснодарского края, Тверской, Ленинградской, Калининградской и Московской областей. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального собрания Российской Федерации.