Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Финские специалисты провели обучающий семинар на белорусских ветровалах

12.08.2009 15:52

Несмотря на то что в белорусских лесхозах работает уже 11 харвестеров, говорить об освоении прогрессивной технологии машинной заготовки, применяемой в скандинавских и большинстве европейских стран, пока преждевременно. Само наличие машины - это лишь одно из условий эффективной работы. Но над деталями, с которых и складывается эффективность, еще предстоит серьезно поработать.

Многолетний опыт и постоянное совершенствование технологий позволили Финляндии стать одним из мировых лидеров в лесном хозяйстве. Ежегодно в этой стране заготавливается 50-60 миллионов кубометров древесины. Вклад лесного комплекса в ВВП Финляндии составляет около 30 процентов. Поэтому финский опыт особенно ценен для Беларуси, которая также возлагает большие надежды на лесное хозяйство.

Побывав на ветровально-буреломной лесосеке в Чаусском лесхозе финские специалисты предположили, что последствия урагана могли бы быть гораздо меньшими, если бы проходные рубки проводились по их технологии. Академик лесного хозяйства Петтери Тейттитен (Финляндия) отметил, что лес слишком густой. Из-за недостатка света деревья растут тонкими и менее устойчивы к ветру. Если бы 15 лет назад в этом лесу проходными рубками была убрана часть деревьев, оставшиеся ели получали бы больше света и к настоящему времени имели бы больший диаметр а, значит, и лучшую устойчивость к ветру, пришел к выводу специалист.

Но проблема ликвидации последствий ветровалов актуальна и в Финляндии. И задачи у финских лесозаготовителей такие же, как и у белорусских - максимально быстро заготовить древесину и пустить в переработку, чтобы она не потеряла свои товарные качества. Преимущественная часть ветровальных лесосек в Финляндии разрабатывается харвестерами. Практически весь объем лесозаготовительных работ на делянке выполняют два человека - операторы харвестера и форвардера. По словам Арбо Лыуке, директора по обучению ООО \"Понссе\", имеющего 15-летний опыт работы на харвестере, выработать общие правила разработки ветровально-буреломных лесосек практически невозможно. Общая рекомендация в том, что начинать разрабатывать поврежденный участок нужно с той стороны, откуда дул ветер. Это упростит работу. Наиболее сложные участки, где деревья сплетены или лежат в разных направлениях, оператор разрабатывает в последнюю очередь. Когда лесосека будет очищена, к ним можно подобраться с разных сторон. В остальном, как отмечает специалист, каждая ветровальная лесосека - это отдельный проект для оператора. Наиболее эффективный метод заготовки специалист выбирает сам в зависимости от его опыта и профессионализма.

По словам Арбо Лыуке, в связи со сложностью условий при ликвидации последствий стихии в Финляндии допускаются отступления от действующих лесохозяйственных требований:

- К примеру, невозможно на таких делянках четко соблюдать ширину и направление волока, высоту пня, строго по правилам складировать порубочные остатки. На некоторые вещи приходится смотреть \"сквозь пальцы\", иначе заготовить древесину в срок будет просто невозможно. Все должны понимать, что ветровал - это чрезвычайное происшествие, а не обычное лесохозяйственное мероприятие.

Заготовкой деловой древесины разработка ветровально-буреломных лесосек в Финляндии не заканчивается. Производится сбор порубочных остатков и выкорчевка пней. Полученная биомасса используется для производства топлива. Такая технология упрощает искусственное лесовосстановление. В наших условиях, поскольку пни и отходы лесозаготовки остаются на лесосеке, проводить лесовосстановительные работы будет непросто. Один из предлагаемых вариантов решения проблемы - использование крупномерного посадочного материала. На пробной площади планируется провести выкорчевку пней, чтобы оценить, насколько это экономически оправдано.

Эффективность лесозаготовок в Финляндии достигается не только за счет технологии и применения современной техники, но и благодаря высокой организованности работ. Вся древесина заготавливается под конкретного потребителя. Оператор харвестера получает задание на заготовку необходимых сортиментов по электронной почте. Машины имеют доступ в интернет. Также в электронном виде на боровой компьютер харвестера присылаются электронные карты с указанием мест рубок. После того, как накопился необходимый объем древесины, оператор харвестера отправляет по электронной почте информацию потребителю, чтобы он прислал лесовоз в указанное место. Логистику маршрутов прорабатывают специально обученные люди.

Достичь такой слаженности лесозаготовительных работ в наших условиях проблематично. Поскольку лесоперерабатывающая промышленность внутри страны развита недостаточно, всегда стоит вопрос, куда деть заготовленную древесину, особенно невостребованные виды. Поэтому и обеспечить беспрерывную работу высокопроизводительных машин непросто. В Финляндии лесная промышленность развита настолько, что предприятия потребляют весь выращенный лес, а это более 50-60 миллионов кубометров в год, и еще импортируют значительные объемы. К примеру, только из России ежегодно ввозится порядка 20 миллионов кубометров. Проблем с отгрузкой заготовленной древесины в Финляндии практически нет.

Особое внимание финны уделяют подготовке операторов харвестеров. В стране работает 11 финских школ для обучения операторов, одна шведская и два вуза. Срок обучения может составлять девять месяцев и три года. Трехлетний курс проходят люди со средним образованием. Если человек имеет высшее техническое образование, он обучается девять месяцев. Каждый преподаватель должен не менее 2 недель отработать на производстве, чтобы изучить специфику.

В последние годы сортиментная заготовка древесины с использованием многооперационных машин получает широкое распространение в Южной Америке и России, где традиционно лес заготавливался хлыстами. Карелия почти полностью перешла на сортиментную заготовку и с каждым годом количество харвестеров и форвардеров растет.

Для большинства белорусских лесхозов современные многооперационные машины сегодня не по карману. Не дешево они обходятся и европейскому лесозаготовителю. Комплекс из двух машин (форвардер и харвестер) известных марок стоит около 800 тысяч евро. Но на эти траты идут, так как цена компенсируется высокой производительностью. В месяц машины заготавливают до 10 тысяч кубометров древесины и более. При трехсменной работе техника окупается в среднем за 2-3 года.

Достичь низких сроков окупаемости в Беларуси мешает ряд факторов. Прежде всего - нерациональная организация труда. Самая высокая загрузка харвестеров среди лесхозов Беларуси - в Лиозненском. Машина работает в 3 смены. В Россонском лесхозе - в 2,4, в Кличевском - в 2 смены. В остальных хозяйствах практикуется односменный режим работы. К тому же, из-за частых поломок и простоев харвестеры работают в среднем через день. В этом есть вина и производителей техники. Наверное, поэтому бытует мнение, что в условиях Беларуси машинная заготовка себя пока не оправдывает. Такое использование дорогостоящих машин - дорогое удовольствие даже по европейским меркам...

За последние семь месяцев 11-ю харвестерами лесхозы Беларуси заготовили немногим более 110 тысяч кубометров древесины. В европейской практике такой объем посилен двум-трем машинам. Но даже это можно считать неплохим результатом, если учесть, что харвестерная заготовка только начинает входить в практику лесного хозяйства Беларуси. В перспективе доля машинной заготовки будет расти. Сегодня это мало у кого вызывает сомнение. Работа совместных иностранных лесозаготовительных предприятий, организованных на базе белорусских лесхозов, показала, что производительность харвестеров в наших условиях ничем не отличается от среднеевропейской. Но европейской должна быть и организация труда. Первый шаг к этому - обучение операторов и обеспечение трехсменной работы техники. Иначе перспективное направление так и будет буксовать на месте.




Источник новости: Белорусская лесная газета