Новости ЛПК

«Гринпис»: 27 июля заложены основы для пожарной катастрофы в лесах в 2013 году

30.07.2012 18:16
Правительственное совещание «по ситуации в регионах, подвергшихся воздействию аномально высоких температур», состоявшееся 27 июля 2012 года, вряд ли сколько-нибудь существенным образом повлияет на лесные пожары нынешнего года; однако, на нем фактически были заложены основы для очередного повторения пожарной катастрофы в лесах в 2013 году.
Одной из главных причин пожарных катастроф в лесах в 2010-2012 г. г. является ложь - намеренное сокрытие чиновниками всех уровней реального положения дел с пожарами в лесах (многократное занижение данных о площади действующих пожаров, многодневные задержки в информировании общества и вышестоящих органов власти о нарастании угроз и чрезвычайных ситуациях). Лесопожарная ложь является главной причиной того, что органы государственной власти всех уровней реагируют на угрозы, связанные с лесными пожарами, несвоевременно, когда пожары уже выходят из-под контроля и имеющимися силами справиться с ними невозможно. Кроме того, из-за лесопожарной лжи системные проблемы лесного сектора, вызванные введением Лесного кодекса 2006 года и другими непродуманными реформами, годами не решаются.  
Совещание 27 июля 2012 года показало, что ложь по-прежнему совершенно ненаказуема и безопасна для чиновников, и что с помощью лжи легко можно убедить вышестоящее начальство в эффективности своей работы и избежать какой бы то ни было ответственности за происходящее. Участники совещания потчевали председателя правительства всевозможными небылицами, в которые не поверил бы ни один специалист - но кончилось все для них вполне благополучно, Медведев ни разу в этих небылицах не усомнился, и под конец вынес традиционный вердикт: «исходя из того, что я услышал, ситуация под контролем».  
Вот лишь некоторые примеры очевидных небылиц, «скормленных» председателю правительства.
   
Из выступления В.Н.Маслякова, руководителя Рослесхоза: «Очень сложная обстановка в Красноярском крае - огнём пройдено 212 тыс. га, в Томской области - 71 тыс. га (но в Томской области около городов, поэтому возникает большое количество проблем), в Ямало-Ненецком автономном округе - 60 тыс. га». Такие площади, пройденные огнем к концу июля, отнюдь не являются для перечисленных регионов чем-либо чрезвычайным - при таких масштабах лесных пожаров с ними достаточно легко можно было бы справиться даже оставшимися силами лесного хозяйства. Более того - при таких площадях пройденных пожарами лесов сильнейшее задымление практически всей Западной и Центральной Сибири было бы просто невозможно.  
Из выступления В.Н.Маслякова: «Вот есть конкретный документ - это сводный план тушения лесных пожаров, который каждый субъект спроектировал. Хотел бы привести пример. Томская область - сводный план тушения лесных пожаров (то есть свои силы и средства) на 34%, Тыва - на 8%, Ямало-Ненецкий округ - на 14%». Очевидно, имеется в виду процент выполнения сводного плана, то есть та доля сил и средств, включенных в этот план, которая была задействована на тушении пожаров. Приведенные Масляковым данные говорят о том, что в регионах были огромные резервы сил и средств пожаротушения, которые почему-то не были задействованы (в Тыве - 92%, в ЯНАО - 86%, в Томской области - 66%). Это очевидная неправда: в реальности сколько-нибудь значительных резервов сил и средств пожаротушения у регионов нет, многие силы заняты на тушении пожаров, не попавших в отчетность, или же просто существуют только на бумаге.  
Из выступления В.А.Пучкова, министра МЧС: «В соответствии с решением правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС в стране создана группировка сил общей численностью более 930 тыс. человек, 125 тыс. единиц техники». Трудно сказать, что имеет в виду министр под словом «группировка», но такого количества людей, которых можно было бы привлечь при необходимости к борьбе с лесными пожарами, в стране явно нет. Катастрофические пожары действуют в Центральной Сибири и некоторых других регионах страны уже более двух месяцев, но при этом общее количество сил, которые удалось мобилизовать на борьбу с ними, по состоянию на 27 июля составило 4198 человек, 583 единицы пожарной техники, 50 воздушных судов (ссылка).  
Из выступления С.А.Жвачкина, губернатора Томской области: «Почему сложно бороться с задымлением? Потому что это как вот на сегодняшний день: полтора дня мы не можем поднять нашу авиадесантную группировку в воздух, потому что действительно идёт огромное задымление. И если мы в течение суток не поднимаем, в это время разрастаются те пожары, которые мы ранее засекли, но не смогли к ним подлететь». Любой практик понимает, что лесопожарная авиация - это всего лишь вспомогательное средство борьбы с пожарами, а при таких площадях пожаров, которые сейчас действуют в Томской области, работа нескольких десятков самолетов и вертолетов (даже если их в действительности есть несколько десятков, как сообщает Рослесхоз) могут повлиять на пожары слабее, чем укус комара на крупного слона.  
Подобных нелепостей и неправды в выступлениях участников правительственного совещания - великое множество, но правительство это совершенно не смущает. Участники совещания в очередной раз убедились в том, что важна не реальная ситуация в их регионах, министерствах и ведомствах, а то, как они об этой ситуации отчитались, насколько смогли переложить ответственность на погоду, форс-мажор или на других чиновников. Рассчитывать на то, что по итогам подобного совещания будут сформулированы сколько-нибудь разумные поручения, не приходится. А значит, ситуация в сфере государственного управления лесами и пожарной безопасности принципиально не изменится, и в следующем году нас практически неизбежно ждут очередные катастрофические пожары в лесах и на торфяниках.