Новости ЛПК

ФАС оштрафовала РЖД за срыв грузовых перевозок

20.11.2012 16:21
Федеральная антимонопольная служба привлекла к административной ответственности ОАО «РЖД» за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов. По версии ведомства, монополия перестала надлежащим образом выполнять обязанности по предоставлению подвижного состава. При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения, считают в ФАС. Антимонопольное ведомство наложило штраф на ОАО «РЖД» за нарушение законодательства в размере 2,24 млрд рублей. Однако компания планирует обжаловать такое решение в арбитражном суде.

Дело в отношении ОАО «РЖД» было возбуждено по результатам рассмотрения поступивших в ФАС России материалов от нескольких десятков хозяйствующих субъектов, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, целого ряда органов исполнительной и законодательной власти, прокуратуры. Среди них - и «пострадавшие» предприятия лесопромышленного комплекса. В этих обращениях указывалось на значительный рост совокупных транспортных затрат, которые были связаны с перевозками грузов, а также увеличением размера нерегулируемой «вагонной составляющей».    
Действительно, еще в прошлом году ряд лесозаготовительных компаний столкнулись с настоящим коллапсом в сфере перевозок. Дело в том, что в результате преобразований РЖД оставили себе путевое хозяйство и локомотивы, а три четверти грузовых вагонов были переданы в частные руки. В 2007 году из собственного подвижного состава РЖД сначала создали «Первую грузовую компанию» (ОАО «ПГК»), а в 2010 году и «Вторую грузовую компанию» (ОАО «ВГК»), переложив на них перевозки всех грузов, в том числе леса.  
Эти компании перевозили груз в соответствии с так называемым прейскурантом 10-01, позволявшим рассчитывать базовую ставку в зависимости от вида груза и расстояния, на которое он перевозится. Вместе с тем к нему добавлялась «вагонная составляющая» механизм формирования которой прикрывался коммерческой тайной.    
В результате ОАО «РЖД», отмечают в ФАС, перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава. При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения (при большем количестве вагонов вывозилось меньше грузов). «Вагонная составляющая» перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости перевозки - до тридцати и более процентов. Для крупных грузоотправителей доступность услуг, то есть степень удовлетворения заявок, снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса - с 75% до 35%, сообщила представитель ФАС Екатерина Зубова.  
В прошлом году представители лесопромышленных союзов и ассоциаций из 18 лесных регионов обратились к премьеру России с просьбой рассмотреть вопрос о состоянии перевозок грузов железнодорожным транспортом в условиях продолжающейся реформы, а также утвердить временный прейскурант стоимости услуг ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» по предоставлению универсальных грузовых вагонов.    
Улучшение ситуации в 2012 году произошло после того, как требования к ОАО «РЖД» по привлечению подвижного состава и обеспечению грузоотправителей комплексной транспортной услугой по регулируемым государством тарифам были закреплены постановлением Правительства РФ от 20.12.2011 «О порядке привлечения ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе».    
Тем не менее, ФАС России все-таки возбудила дело и признала ОАО «РЖД» нарушителем антимонопольного законодательства.    
В РЖД претензии антимонопольщиков считают необоснованными. Акционерное общество считает, что принуждение компаний-собственников вагонов предоставлять подвижной состав по регулируемым ценам перечеркнет уже принятые и выполненные государственные решения по выводу инвентарного парка из регулируемого сектора. ОАО «РЖД» уверено, что привлечение к ответственности правительственным органом, каковым является ФАС, государственной компании за исполнение государственных же требований по отраслевому реформированию перевозок грузов является бесспорно необоснованным и неправомерным, прокомментировала представитель компании Ирина Фоминцова.    
- В соответствии с Программой структурной реформы железнодорожного транспорта страны, утвержденной правительством РФ, вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД» переданы операторам грузового подвижного состава для формирования конкурентного рынка, - объяснила Ирина Фоминцова. - Собственники подвижного состава, формируя плату за использование принадлежащих им вагонов под перевозку, основываются не только на рыночных факторах, а также на необходимости обеспечения затрат по содержанию вагонов, обновлению парка, а также обеспечения выплат по лизинговым платежам и иным обременительным обязательствам.  
- Прежде предприятия лесной промышленности планировали свои перевозки в инвентарном парке вагонов, - пояснила Ирина Фоминцова. - Однако в ведении ОАО «РЖД» остались только те вагоны, которые необходимы для обеспечения технических перевозок компании.    
По словам Фоминцовой, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2011 года №1051 ОАО «РЖД» была организована работа по привлечению полувагонов универсального типа у частных собственников подвижного состава для обеспечения вывоза грузов по тарифам инвентарного парка, то есть по некоммерческим и доступным ценам. Эта мера была направлена на обеспечение потребностей в перевозках железнодорожным транспортом низкодоходных и социально-значимых грузов, имеющих низкий коммерческий потенциал для частных собственников подвижного состава. К таким грузам, в том числе, относятся лесные балансы, пиловочники.  
Вместе с тем практика привлечения подвижного состава в оперативное управление является временной мерой, убеждает Ирина Фоминцова. Поэтому для обеспечения гарантированного вывоза продукции грузоотправителям лесной продукции необходимо проработать вопрос привлечения для осуществления перевозок приватного подвижного состава, в том числе на основе долгосрочных договоров с компаниями-операторами.    
Как заверила Фоминцова, ОАО «РЖД» вместе с заинтересованными ведомствами, а также крупнейшими компаниями-операторами подвижного состава и грузовладельцами ведет активную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, тарифных условий грузовых перевозок и технологии перевозочного процесса. Это позволит решить проблему с дефицитом вагонов под лес и оптимизировать стоимость таких перевозок. Нынешнее решение ФАС, сообщила г-жа Фоминцова, РЖД намерены опротестовать в суде.



Источник новости: WOOD.RU