Аналитика: Проблемы деревообрабатывающей отрасли
Лесные ресурсы
К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки лесных массивов, позволяющий не только сохранить их количество, но и ежегодно увеличивать заготовку леса. Лесные ресурсы классифицированы по нескольким признакам: порода леса (самыми ценными являются хвойные породы), средний возраст лесного массива (молодой лес, средний лес (80 — 120 лет — наиболее благоприятный возраст для заготовки древесины), «вековой» лес (140 — 150 лет)), бонитет (природные условия, в которых лес был выращен) и экономические значение (расположение леса).
Лесные ресурсы делят на хвойные и лиственные, причем наибольшее значение в производстве имеют хвойные породы деревьев: сосна и ель. Эти деревья занимают около 1/3 всех произрастающих в России лесов. Их основные запасы в настоящее время сосредоточены в Тайге. Из ели и сосны изготавливается колоссальный ассортимент изделий. Древесина кедра, в основном, перерабатывается в облицовочный материал. Несмотря на то, что лиственница является самой распространенной породой деревьев в азиатской части России, и её древесина практически не подвержена гниению, на данный момент она является мало востребованной из-за своего неоднородного строения. Твердые породы лиственных деревьев (дуб, бук) широко используются для производства мебели, мягких — для производства облицовочных материалов.
На основе классификации лесных массивов по возрасту деревьев решается вопрос о размерах заготовки древесины. В первую очередь вырубаются «вековые леса», в которых часто возникают очаги болезней, многие деревья повалены. Кроме того, прирост древесины в таких лесах в ~20 раз ниже этого показателя, характерного для молодого леса.
Бонитет — зависимость высоты дерева от плодородия почв и возраста дерева. По данному признаку можно отличить материал, заготовленный, например, в болотистой местности (такой идет, в основном, для переработки на целлюлозно-бумажных комбинатах) или на тучных почвах.
Проблемы лесозаготовления и деревообработки
В зависимости от расположения того или иного лесного массива и от его значения для экологии леса подразделяют на 3 класса: 1 — зеленый пояс вокруг городов, ж/д или шоссейных трасс, водохранилищ (здесь разрешены лишь санитарные рубки); 2 — лесные массивы, вовлеченные в процесс заготовки древисины, связанные развитой стью дорог, но с ограниченным запасом материала (рубка здесь строго регламентирована); 3 — таежные районы севера европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока (большой объем материала, но крайне низко развита инфраструктура).Таким образом, основной проблемой разработки лесных ресурсов в контексте их деления на породы деревьев представляется наличие рынка сбыта производимой из них продукции (например, для лиственницы).
Другой проблемой является перенос центров разработки лесных массивов на территории, находящиеся на значительном отдалении от основных центров переработки древесины. Они сформировались в России за многие годы, в результате чего постоянно увеличивается стоимость транспортировки материала. Отсутствие развитой инфраструктуры в значительной степени сказывается на стоимости транспортировки леса и отодвигает проблему дефицита арендных площадей для размещения деревообрабатывающего оборудования на второй план.
Лесная инфраструктура по протяженности и загруженности автотранспортом подразделяется на «магистрали» (до 7% протяженности, 60−70% составляет пробег лесотранспортных машин), «ветки» (10−15% и 20−35%, соответственно) и «усы» (80−85% и 5−8%, соответственно). Согласно данным Федерального агентства лесного хозяйства РФ, в России на 1 тыс. га леса приходится 1,2 км лесовозных дорог, что в 40 раз меньше, чем в Европе. То есть для нормального функционирования лесного хозяйства необходимо построить до 12 тыс. км новых дорог, что требует до 15,2 млрд. руб. инвестиций (1 км лесной дороги стоит около 1 млн. руб.).
Согласно данным за 2008 г. лесной фонд России составляет около 2/3 территории страны. По расчетам (с учетом среднего возраста лесных массивов) лесозаготовка может достигать 500 млн кубометров в год. Однако, отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет разрабатывать «спелые» участки лесных массивов в полном объеме, в результате чего в настоящее время разрабатывается лишь 1/3 от расчетного объема лесозаготовки.
Отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием, что ещё больше усугубляет ситуацию в данной области. Лишь в начале 2008 г. по поручению председателя правительства В. Зубкова Минтранс должен был заняться внесением понятия «лесовозные дороги» в общий классификатор, однако, до сих пор никаких изменений сделано не было.
Другой проблемой, по мнению отраслевых экспертов, является дефицит специализированных железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки лесной продукции. Кроме того, установленное на многих складах погрузки леса для железнодорожной транспортировки, грузоподъемное оборудование не отвечает современным требованиям. Так, согласно мнению А. Берзегова, владельца фирмы «Мосхуд» (республика Адыгея), оснащение лесоскладов более мощными кранами с грейферами (16-32-тонными вместо 5-10-тонных) позволит повысить производительность труда на погрузке и ускорить обработку подвижного состава. Кроме того, применение современного метода пакетирования лесной продукции позволит в 1,5−2 раза сократить время простоя вагонов и на 4−6 кубометров увеличить статическую нагрузку на вагон.
Введение нового и модернизация устаревшего оборудования, строительство новых и реконструкция старых дорог требуют привлечения колоссального количества инвестиций, что является настоящей проблемой особенно на фоне мирового финансового кризиса даже для такой жизненно необходимой для государства отрасли, как лесное хозяйство.
Привлечение иностранного капитала частично может решить данную проблему. Например, финский концерн UPM, получив в 2007 году участок Тихвинского леспромхоза (Ленинградская область) размером 185 тыс. га в аренду на 50 лет, начал активное строительство магистральных дорог за собственный счет. Однако, иностранные компании, получающие право на разработку лесных массивов в России, в основном, заинтересованы в экспорте сырой древисины. Повышение таможенных пошлин, введенное 1 января 2009 г., возможно, частично переориентирует рынок лесозаготовки и сделает более выгодным проведение, по крайней мере, первичной обработки леса на территории России, что несомненно, приведет к развитию отрасли.
Ужесточение требований экологии, приводит к удорожанию производства, в основном, в такой отрасли народного хозяйства, как целлюлозно-бумажная промышленность. Согласно данным из различных источников деревообрабатывающая и целлюлезно-бумажная промышленность вносит вклад в загрязнение атмосферного воздуха на уровне 3% и сброса сточных вод в поверхностные водоемы на уровне 6% от общего объема выбросов в России при потреблении свежей воды в размере 5%. Основными загрязнителями водоемов являются: Братский ЛПК, Котласский ЦБК, Архангельский ЦБК и АО «Сыктывкарский ЛПК». В октябре 2008 г. по требованиям экологов и из-за убыточности был остановлен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (в связи с повышением цен на сырье производство на комбинате стало нерентабельным), контролируемый входящей в «Базэл» компанией ЛПК «Континенталь Менеджмент».
Безотходная разработка лесных ресурсов, а также повышение экологичности производства требуют привлечения новейших технологий, которых, по мнению многих экспертов, недостает в нашей стране.
Таким образом, для решения проблем лесного хозяйства, необходим комплексный подход: создание современной законодательной базы, осуществление государственного контроля разработки лесных массивов, развитие транспортной инфраструктуры, привлечение новейших технологий не только в саму отрасль лесозаготовки и переработки лесного материала, но и в смежные отрасли народного хозяйства (в первую очередь транспортировки). При наличии всех этих составляющих найти инвестиции будет нетрудно.