Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Березовый кластер

07.12.2009 12:48
Деревоперерабатывающий холдинг «АВА компани» (Омск) объявил о намерении построить мебельную фабрику. Экспериментальное производство проходит тест на устойчивость в посткризисных условиях.

Интегрированный кластер сформирован на базе деревообрабатывающего предприятия - ЗАО «АВА компани» (Омск). Первая очередь введена в эксплуатацию в ноябре 2007 года. Проектная мощность производства составляет 250 тыс. кубометров продукции в год. Объем стартовых инвестиций - 50 млн долларов. Финансировал проект консорциум инвесторов, ассоциируемых с группой компаний «Тройка Диалог». Около трети общей суммы (порядка 13 млн рублей) вложили в укрепление технической базы двух филиалов по заготовке и первичной обработке древесины. С открытием предприятия было создано 700 рабочих мест, больше половины - в сельских филиалах компании (село Кейзесс Седельниковского района и Атак Тарского района). «АВА компани» арендует 109,7 тыс. гектаров лесных угодий с общекорневым запасом в 9,5 млн кубометров. Договор аренды заключен на 47 лет. Для полной загрузки первоначально заявленных мощностей необходимо не менее 350 тыс. кубометров сырья в год.

Технологичный игрок

Стартовый 2008 год отработали на объеме в 63 тыс. кубометров. Плановый выход на полные обороты сдержал кризис. Но несмотря на негативные тенденции (вероятно, для их преодоления), осенью на предприятии запустили вторую очередь цеха по выпуску мебельного щита. Производственная линия оснащена фирмой WEINIG (Германия). Именно на использование передовых зарубежных технологий при обработке местного природного сырья делает ставку компания. «Благодаря вводу новых мощностей объем производства мебельного щита в сентябре вырос втрое, по году рассчитываем выйти на 5 тысяч кубометров и более», - констатирует генеральный директор ЗАО «АВА компании» Акоп Мхитарян. По его мнению, этот сегмент продукции сегодня наиболее востребован, причем не только за рубежом, к примеру в Китае, где традиционно высок спрос на русский лес, но и в России, где увеличивается спрос на мебель отечественного производства.

В настоящее время 80% выпускаемой продукции (пиломатериал, погонаж, мебельные заготовки и щиты) компания экспортирует за рубеж: в Италию, Японию, Канаду - всего в 12 стран.

Свое присутствие на российском рынке решили расширить за счет выпуска мебели. Мощность экспериментального производства пока невелика. Емкость портфеля заказов первого месяца работы - 10 договоров на 5 млн рублей. Однако уже в ближайшее время менеджеры компании обещают уплотнить контрактинг в три-четыре раза, в том числе за счет внедрения инновационных технологий (планируют поставить итальянскую линию по производству мебели), разработки спецпроектов интерьера, совместного выпуска мебели в партнерстве с крупнейшими отечественными и иностранными участниками рынка. На предприятии также надеются, что сформированный кластер обеспечит необходимые для продвижения на рынке конкурентные пре-имущества. По расчетам Акопа Мхитаряна, замкнутый цикл производства - от заготовки сырья до выпуска конечной продукции, - созданный на основе высоких технологий, позволит максимально оптимизировать затраты, обеспечить сопоставимое с мировыми стандартами качество, удешевить товар на 30-70%. Полученный компанией сертификат FSC (стандарт FM) подтверждает, что уровень выпускаемой продукции отвечает мировым требованиям.

Но закрепиться в России будет непросто. По мнению Акопа Мхитаряна, отечественному мебельному рынку необходимо качественное форматирование, и технологичные игроки сыграют в этом свою роль: «В России на протяжении десятков лет не занимались промышленной переработкой лиственных пород на таком уровне, как это распространено за рубежом. У нас предприятия с низкой культурой производства предлагают товар по ценам вдвое выше его реальной стоимости. Кризис возник из-за серьезной подмены ценностей в широком смысле. Сегодня изменились ментальность и ожидания покупателя, который сейчас склонен рассчитывать только на свой карман. Поэтому придется формировать спрос и культуру потребления товара, корректировать логику ценообразования».

Дальнейшую диверсификацию бизнеса предлагается осуществить за счет расширения мебельного производства, в частности строительства фабрики. По предварительным оценкам, инвестиционная емкость проекта составит 10-15 млн долларов.

Дополнительное обременение

Масштабность предлагаемого бизнес-плана не может не импонировать с точки зрения развития регионального ЛПК.

В качестве сырья «АВА компани» использует березу (торговая марка Russian Birch - «Русская береза»), которая преобладает в омских лесах. По данным главного управления лесного хозяйства Омской области за 2008 год, в расчетной лесосеке области (7,4 млн кубометров) на долю мягколиственных пород приходится 6,6 млн кубометров. При этом интенсивность освоения невысока. Так, объем заготовленной в 2008 году ликвидной древесины не превысил 7,6% от расчетной лесосеки, в том числе по лиственному хозяйству - 467,1 тыс. кубометров (7,1%). Ситуация характерна для всех лесных регионов СФО. Несмотря на то что в Сибири сосредоточена почти половина общих лесных ресурсов России (33 млрд кубометров) и треть расчетной лесосеки (227,4 млн кубометров), освоить удается не более 22%. В числе причин - отсутствие инфраструктуры и близость стран-импортеров, готовых забирать лес кругляком. В Стратегии развития лесного хозяйства до 2020 года проблему региональной логистики предлагается решить за счет средств лесопользователей, арендующих участки. Но выдержит ли бизнес дополнительное обременение и не отпугнет ли такая политика, так сказать, потенциальных клиентов?

Между тем именно за счет (во всех смыслах) таких крупных проектов государство надеется вырасти в эффективного лесного собственника. Так, в соответствии со Стратегией развития лесные доходы к 2012 году вырастут почти вдвое - до 17,9 млрд рублей (по отношению к показателям 2007 года), еще через пять лет - до 20,9 млрд рублей, в 2020-м - составят 20 млрд рублей. В качестве встречного движения государство предлагает систему поддержки, которая, как предполагается, будет ориентирована на инновационные проекты, связанные с глубокой переработкой древесины.

«Мы подали в Министерство промышленности и торговли РФ заявку о включении проекта «АВА компани» в перечень приоритетных в области освоения лесных ресурсов. Если заявку утвердят, предприятие может рассчитывать на преференции - на предоставление дополнительных участков в аренду вне конкурса, 50-процентную скидку при оплате древесины (от ставок, установленных Правительством РФ), льготные кредитные условия, возврат процентной ставки по кредитам», - пояснил начальник Главного управления лесного хозяйства Омской области Андрей Грибенников. Проект ЗАО «АВА компани» реализуется на основе частно-государственного партнерства. Региональная власть заинтересована в расширении лесного кластера, которое приведет к оздоровлению рынка, формированию конъюнктурной среды, создаст стимулы для развития перерабатывающих производств на основе использования местного природного сырья. «Это единственное предприятие, которое в промышленных масштабах изготавливает мебель из омской березы - продукцию с высокой добавленной стоимостью. Запуск фабрики обеспечит прирост объемов лесозаготовительных работ, что, в свою очередь, будет способствовать более активной легализации лесной деятельности», - пояснил Андрей Грибенников.

Смелые риски

Между тем заявиться с таким капиталоемким проектом сегодня достаточно рискованно. По оценкам УК «Финам Менеджмент», на российском мебельном рынке сейчас действует около шести тысяч игроков, большая часть которых отличается сравнительно небольшими масштабами бизнеса и представлена малыми и средними предприятиями.

В 2009 году объем рынка уменьшился на 20-30%. По данным Минпромторга РФ, спад производства мебели в январе-июне 2009 года составил 26% (к аналогичному периоду 2008-го). По итогам первых четырех месяцев отечественный ЛПК сработал с отрицательным сальдо - минус 6,6 млрд рублей. В общем, доля убыточных предприятий возросла на 18%. Отрицательная динамика отмечалась по итогам первого полугодия по всем основным показателям: обработка древесины - минус 27%, вывозка древесины - минус 15%. О сокращении объемов заявляют многие крупные участники рынка. Так, «Красноярский деревообрабатывающий комбинат (ДОК)», поставляющий свою продукцию в регионы Сибири и страны ближнего зарубежья, вынужденно приостановил выпуск мебели. «Объем закупленного в 2009 году сырья более чем в два раза меньше запасов 2008-го. Главная причина замедления оборотов - снижение спроса на продукцию. Сокращение рынка привело к ужесточению конкуренции», - отметил директор по маркетингу ЗАО «Красноярский ДОК» Владимир Зорин.

По мнению экспертов Минпромторга РФ, депрессия рынка вызвана падением внутреннего и внешнего спроса в строительной отрасли на продукцию лесопромышленного комплекса. Его выравнивание зависит, в том числе, и от экономической конъюнктуры - в частности от состояния ВВП, темпы роста которого определят в дальнейшем динамику изменения платежеспособного спроса населения. По прогнозам, уже с 2010 года ожидается постепенная плюсовая коррекция лесоперерабатывающего рынка. Но в мебельном сегменте темпы выравнивания будут несколько замедленны.

На общем негативном фоне есть и положительные моменты. Например, в части импортозамещения кризис предоставил карт-бланш отечественным переработчикам, которым, очевидно, и решили воспользоваться в ЗАО «АВА компани». До сих пор основные «зеленые потоки» из России шли в Китай, Японию, Финляндию. В структуре экспорта порядка 70% занимает сырьевая составляющая. Тогда как импортировалась в Россию, напротив, в основном продукция переработки. К примеру, в том же сегменте лиственных пород 70% деревоперерабатывающего рынка держат американцы и канадцы, оставшиеся 30% - финны и китайцы. То есть изделия из российского леса продают нам же, но зарубежные импортеры. В 2009 году появились предпосылки для замещения импортного товара продукцией отечественного производства. Импорт мебели за пять месяцев сократился на 27,8%, мебельных щитов - на 63%. В денежном эквиваленте падение оценивается примерно в 2 млрд долларов. Но отечественные предприятия занять освободившуюся нишу не спешат. По мнению Акопа Мхитаряна, причина не столько в общем снижении спроса, сколько в мегаприбыли: «Беда не в том, что производства мебели в России не было, а в том, что делать этого не хотят. Импортозамещение - это процесс создания внутреннего конкурентоспособного продукта, продиктованный экономическими условиями внутри страны. Но российские производители не стремятся к снижению затрат и повышению производительности, не корректируют маркетинговую стратегию - хотят быстро получить сверхприбыль».

Эксперты считают, что риски заявленного «АВА компани» проекта уравновешиваются преимуществами холдинга. «Позиции вертикально интегрированных компаний остаются наиболее устойчивыми в силу возможностей существенно сокращать цепочку посредников, снижать затраты и, как следствие, оставаться более конкурентоспособными», - считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. А Владимир Зорин полагает, что уровень дееспособности омской мебельной фабрики в конечном итоге определит все-таки рынок: «Структура холдинга перспективнее и стабильнее конкурентов, не имеющих полного замкнутого цикла. Но в любом случае успешность предприятия будет зависеть от спроса на конечную продукцию, а это целый комплекс факторов - от общей рыночной ситуации до технологичночности, дизайна и востребованности конкретных конечных изделий на рынке».




Источник новости: Эксперт-Online