«ММ-Ефимовский» рассчитывает обойтись без собственных вагонов
Продукция нового деревообрабатывающего комплекса ООО «ММ-Ефимовский» (совместный инвестпроект австрийской компании Mayr-Melnhof Holz и ОАО «Группа ЛСР») уже поставляется в страны Балтии, Западной и Центральной Европы, Северной Африки, а также в Японию и Китай. О том, как удается конкурировать по цене с учетом транспортной составляющей, ИА «РЖД-Партнер. Ру» рассказал генеральный директор ООО «ММ-Ефимовский» Кристоф Шмидт.
— Г-н Шмидт, готовы ли подъездные пути и железнодорожная ветка для обеспечения вывоза продукции? С какими проблемами пришлось столкнуться при их строительстве, при выходе на пути общего пользования?
— Тупики и железнодорожная ветка готовы, в эксплуатацию они были сданы 16 марта 2009 года. Проблем при строительстве не возникло. Специально под развитие завода при выходе на пути общего пользования на тупике, примыкающем к нашему пути по стрелке, шпалы были поменяны на бетонные. Все отношения с РЖД урегулированы, уже производится как получение сырья, так и отгрузка готовой продукции.
— Кто является главным потребителем вашей продукции?
— Технологическая щепа будет продаваться предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности, опилки — производителям ДСП и топливных гранул (пеллет). Доски всех возможных размеров (толщиной от 13 до 100 мм) предназначены для предприятий стройиндустрии, изготавливающих каркасно-панельные дома, а также мебельной промышленности. Кроме того, продукция завода востребована в индивидуальном и малоэтажном строительстве. Опалубка, балки, леса применяются в монолитном строительстве.
— Какая предполагается география поставок?
— Мы уже активно поставляем свою продукцию в страны Балтии, Западной и Центральной Европы, Северной Африки, а также в Японию и Китай. Если на рынках Африки и Китая наблюдается спрос на менее качественные продукты, то в Европе и Японии востребован высококачественный продукт, который мы имеем возможность производить благодаря российской сырьевой базе.
Если наши конкуренты (иностранные предприятия, построившие заводы в РФ) в большей степени ориентированы на экспортные продажи, то мы готовы к поставкам на внутренний рынок, особенно в Северо-Западный и Юго-Западный регионы России, а также Московскую область. Здесь мы стараемся сформировать постоянную клиентскую базу.
— Удается ли вам успешно конкурировать по цене с учетом транспортной составляющей?
— Безусловно, доставка в Европу имеет относительно высокую стоимость и съедает весомую часть добавочной стоимости продукции. Однако при грамотно налаженном процессе производства и исходящей цене сырья мы конкурируем вполне успешно. Транспортная составляющая зачастую достигает трети стоимости пиломатериала. Но поставки продукции высокого качества и соответственно высокой стоимости в любом случае выгодны.
Если говорить о поставке еврофурами (тентами), то транспортная составляющая затрат может достигать 1/5 цены продукции в расчете на европейские направления и поездки по России на расстояния до 1 тыс. км. Поставки по нашей стране тентами в более удаленные места нецелесообразны. Исключение составляют потребители, которым требуется товар высокого качества, а значит, по более высокой цене. Такие заказчики, находящиеся довольно далеко, особенно в местах, где материалы из дерева достаточно дороги, готовы платить больший фрахт.
— Планируете ли вы приобретать собственный подвижной состав или будете пользоваться парком независимых операторов?
— Одна операторская компания разработала местные технические условия размещения и крепления наших грузов на своих платформах для перевозки лесных сортиментов и пиломатериалов и предложила хорошие условия по аренде этих платформ. Мы их приняли и рассчитываем пока обходиться без собственных вагонов.
— Какие особые условия предоставлены вашему предприятию с учетом того, что оно включено в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов? Есть ли у вас какие-то свои предложения?
— Статус приоритетного проекта позволяет получать дополнительные лесные угодья на льготных условиях вне рамок аукционного порядка. Наше предложение в этой сфере заключается в том, чтобы предприятия, реализующие приоритетные проекты, имели возможность получения дополнительных льгот при экспорте побочных продуктов деревообрабатывающего производства, не пригодных для переработки на лесопильном предприятии, — технологической щепы и балансов.
— Какие основные проблемы возникают у вас при взаимодействии с транспортниками?
— Проблемы между заводом и транспортными организациями носят в основном технический характер. Они легко и конструктивно решаются по мере возникновения. Гораздо большие сложности возникают по вине государственных структур, участвующих в оформлении товара на экспорт. Например, заказ на перевозку подается в тот день, когда товар появляется на складе. Если товар экспортный, то на него оформляется таможенная декларация с комплектом документов, куда входит фитосанитарный сертификат. Срок изготовления последнего составляет неделю, что значительно замедляет и затрудняет работу транспортников.
— ООО «ММ-Ефимовский» вышло на рынок деревообработки в непростых экономических условиях. Как Вы оцениваете сегодняшний спрос на вашу продукцию и какие прогнозы можно дать на 2010 год?
— Только время сможет показать, к чему приведут текущие критические изменения в экономике. Качество продукции и стабильность выполнения контрактных обязательств (как по поставкам готовой продукции нашим клиентам, так и завозу бревна нам) — одно из основных условий для преодоления жесткой конкуренции даже в сложных обстоятельствах выхода из кризиса.
Беседовала Елена Ушкова