Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Гринпис требует введения режима ЧС в Приморье из-за лесных пожаров

04.03.2014 10:12
Ситуация с лесными пожарами в Приморье полностью вышла из-под контроля властей и однозначно требует введения ЧС регионального характера. Самый крупный лесной пожар, площадь которого составляет, по разным оценкам, от трех с половиной до пяти тысяч гектаров, действует уже девятый день в Ольгинском районе, в восьми километрах к северо-востоку от населенного пункта Веселый Яр; шлейф дыма от этого пожара вытянулся уже почти на пятьсот километров - практически до побережья Японии. Предположительная причина возникновения этого пожара, как и большинства других - так называемое «контролируемое выжигание» сухой травы, при котором поджигатели в реальности контролируют только одну, интересующую их, часть кромки пожара (на большее обычно не хватает ни сил, ни средств), а остальные свободно распространяются в произвольных направлениях.

Согласно действующему законодательству, в Приморье давно уже должен был быть введен режим ЧС регионального характера. Согласно утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376 «Правилам введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций», под ЧС регионального характера понимается такая ситуация, при которой:

– зона ЧС в лесах не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации;

– значения двух и более из четырех показателей (количества лесных пожаров на миллион гектаров земель лесного фонда; доли крупных лесных пожаров; средней площади пожара; доли площади, пройденной пожаром, в общей площади земель лесного фонда) для соответствующей даты на 50 и более процентов превышают среднепятилетние значения для этого субъекта РФ за предыдущий период.

Среднепятилетние значения для 2009-2013 г.г. Рослесхозом пока не определены и не обнародованы, но есть такие показатели для 2008-2012 г.г. для периода с 1 марта (видимо, при составлении этого документа его авторы даже не предполагали, что в Приморье в феврале может возникнуть лесопожарная ЧС регионального характера). Для периода до девятнадцатого марта включительно значение всех вышеперечисленных показателей равно нулю (ссылка).

Параметры пожарной обстановки, необходимые для введения ЧС минимального (муниципального) уровня - наличие пожаров площадью более 25 га или действующих более двух суток - в Приморье давно пройдены. В совокупности это означает, что в регионе уже давно необходимо было вводить ЧС в связи с лесными пожарами. Однако, это так и не было сделано. В сводке ГУ МЧС по Приморскому краю по состоянию на семь часов утра по местному времени 2 марта 2014 года говорится, что в крае «чрезвычайных ситуаций и социально значимых происшествий не произошло» (ссылка).

Введение ЧС - это не простая формальность, а важнейший шаг, определяющий ответственных за борьбу с огнем. В нормальной ситуации за тушение лесных пожаров отвечают органы управления лесами субъекта РФ и специализированные лесопожарные организации. Если же вводится ЧС, то ситуация меняется: для ликвидации ЧС в нашей стране существует целое огромное министерство, бюджетные возможности, силы и средства которого несравнимо велики по сравнению с бюджетными возможностями, силами и средствами лесного хозяйства. Кроме того, есть гигантская, не имеющая аналогов в мире, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Невыполнение требований по введению ЧС в связи с лесными пожарами означает, что колоссальные силы РСЧС оказываются незадействованными, и крупные лесные пожары приходится тушить весьма ограниченными силами работников лесного хозяйства - как видим, пока безрезультатно.

Особо отметим, что Рослесхоз еще третьего февраля, то есть месяц назад, рекомендовал Департаменту лесного хозяйства Приморского края «поставить вопрос о введении ЧС муниципального уровня по лесопожарной обстановке в Кавалеровском районе». Тогда, возможно, эта рекомендация была преждевременной (хотя формально правильной), но с тех пор ситуация резко ухудшилась и явно вышла из-под контроля краевых властей.