ООН: иностранные инвесторы считают инвестиции в российский ЛПК слишком рискованными
05.02.2010 15:19
Иностранные инвесторы считают инвестиции в российский ЛПК слишком рискованными, а масштабы внутренних капиталовложений по-прежнему незначительны, поэтому объем конкретных инвестиций в деревообрабатывающую промышленность РФ на протяжении последних нескольких лет находится на низком уровне, говорится в отчете ЕЭК ООН, полученном Lesprom Network.
Основными факторами конкурентоспособности лесного сектора России являются низкие затраты на древесину, энергию и рабочую силу, которые значительно ниже, чем в западной Европе и Северной Америке. Однако ключевое значение для развития лесного сектора имеет развитие физической и правовой инфраструктуры, которая, по мнению иностранных инвесторов, является неадекватной.
Затраты на материально-техническое обеспечение деревообрабатывающей промышленности в России чрезвычайно высоки ввиду необходимости осуществления больших инвестиций в строительство и обслуживание дорожной инфраструктуры и надежных систем энергоснабжения. Это отчасти обусловлено отсутствием рынка услуг в области проведения лесозаготовительных операций, строительства и обслуживания лесных дорог, в связи с чем компании деревообрабатывающей промышленности вынуждены сами обеспечивать себя всем необходимым. Проблемы, влияющие на инвестиционные решения и обусловливающие риски, также вызваны наличием плохо развитой и громоздкой законодательной базы в области лесопользования и управления лесами.
Новый лесной кодекс РФ встречен иностранными аналитиками критически: на сегодняшний момент, по их мнению, административная реформа лесного сектора направлена не на либерализацию лесной промышленности как отрасли экономики, а лишь на разделение властных (или административных) и хозяйственных полномочий между федеральными и местными органами власти. Нынешний лесной кодекс является рамочным документом, который требует уточнения в целях реализации политики на практике, а ряд изменений, внесенных в текущее лесное законодательство, оказались неправильными. Реализация многих из них требует времени и значительных затрат и сопряжена с большими трудностями.
Правительство РФ планировало ускорить развитие деревообрабатывающей промышленности путем осуществления приоритетных инвестиционных программ (предусматривающих, в частности, снижение попенной платы, оказание инвестиционной помощи и сдачу лесных участков в аренду без проведения аукционов), а также введения высоких налогов на экспорт круглого леса и снижения тарифов на продукцию деревообработки.
Однако в ноябре 2008 г. Россия отложила заключительный этап повышения налогов на экспорт круглого леса (до 80% или минимум 50 евро за м3), который должен был быть осуществлен в январе 2009 г. В 2009 г. налог составлял 25% (минимум 15 евро за м3). Введение более высокого налога было отложено на 9-12 месяцев, однако пока неясно, когда произойдет это повышение и произойдет ли оно вообще. Согласно официальным сообщениям, причиной перенесения сроков стал глобальный финансовый кризис; однако на то были и другие причины. Российский экспорт лесных товаров по сравнению с предыдущим годом сократился, главным образом ввиду уменьшения экспорта круглого леса, хотя экспортные поставки другой продукции также снизились.
25-процентный налог на экспорт бревен, введенный Россией в апреле 2008 г., и угроза его повышения подорвали конкурентоспособность России как поставщика круглого леса, говорится в отчете.
Основными факторами конкурентоспособности лесного сектора России являются низкие затраты на древесину, энергию и рабочую силу, которые значительно ниже, чем в западной Европе и Северной Америке. Однако ключевое значение для развития лесного сектора имеет развитие физической и правовой инфраструктуры, которая, по мнению иностранных инвесторов, является неадекватной.
Затраты на материально-техническое обеспечение деревообрабатывающей промышленности в России чрезвычайно высоки ввиду необходимости осуществления больших инвестиций в строительство и обслуживание дорожной инфраструктуры и надежных систем энергоснабжения. Это отчасти обусловлено отсутствием рынка услуг в области проведения лесозаготовительных операций, строительства и обслуживания лесных дорог, в связи с чем компании деревообрабатывающей промышленности вынуждены сами обеспечивать себя всем необходимым. Проблемы, влияющие на инвестиционные решения и обусловливающие риски, также вызваны наличием плохо развитой и громоздкой законодательной базы в области лесопользования и управления лесами.
Новый лесной кодекс РФ встречен иностранными аналитиками критически: на сегодняшний момент, по их мнению, административная реформа лесного сектора направлена не на либерализацию лесной промышленности как отрасли экономики, а лишь на разделение властных (или административных) и хозяйственных полномочий между федеральными и местными органами власти. Нынешний лесной кодекс является рамочным документом, который требует уточнения в целях реализации политики на практике, а ряд изменений, внесенных в текущее лесное законодательство, оказались неправильными. Реализация многих из них требует времени и значительных затрат и сопряжена с большими трудностями.
Правительство РФ планировало ускорить развитие деревообрабатывающей промышленности путем осуществления приоритетных инвестиционных программ (предусматривающих, в частности, снижение попенной платы, оказание инвестиционной помощи и сдачу лесных участков в аренду без проведения аукционов), а также введения высоких налогов на экспорт круглого леса и снижения тарифов на продукцию деревообработки.
Однако в ноябре 2008 г. Россия отложила заключительный этап повышения налогов на экспорт круглого леса (до 80% или минимум 50 евро за м3), который должен был быть осуществлен в январе 2009 г. В 2009 г. налог составлял 25% (минимум 15 евро за м3). Введение более высокого налога было отложено на 9-12 месяцев, однако пока неясно, когда произойдет это повышение и произойдет ли оно вообще. Согласно официальным сообщениям, причиной перенесения сроков стал глобальный финансовый кризис; однако на то были и другие причины. Российский экспорт лесных товаров по сравнению с предыдущим годом сократился, главным образом ввиду уменьшения экспорта круглого леса, хотя экспортные поставки другой продукции также снизились.
25-процентный налог на экспорт бревен, введенный Россией в апреле 2008 г., и угроза его повышения подорвали конкурентоспособность России как поставщика круглого леса, говорится в отчете.
Источник новости: Lesprom Network