Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Проект Троицко-Печорского ЦКК был обречен

09.02.2010 17:42
На прошлой неделе было объявлено об исключении проекта Троицко-Печорского целлюлозно-картонного комбината из федерального списка приоритетных инвестиционных проектов. Спустя пару лет после того, как республика все-таки добилась попадания в заветный список, Министерство промышленности и энергетики Коми перестало считать проект приоритетным.

Позиция ведомства заключается в том, что инвестор - ООО «УниверсалСтрой» из Санкт-Петербурга - ежегодно обязан был подавать отчет о ходе реализации проекта в соответствии с заявленной концепцией. В этом году такой отчет подан не был. Из состава учредителей «УниверсалСтроя» вышли две компании - ООО «Стройгазконсалтинг» и ООО «Строительная компания «Русь». Финансирование проекта с заявленным общим объемом инвестиций в 55 миллиардов рублей было временно прекращено.

Как отметил в беседе с корреспондентом МС бывший глава Коми Юрий Спиридонов, стоявший у истоков создания проекта, первый шаг по его разработке был сделан еще при обкоме партии, когда была принята целая программа. С той поры ничего нового в проекте нет. Просто изменилась ситуация - другие условия, другое государство.

- Откровенно говоря, не знаю этого инвестора, но продолжаю за проект переживать. После 10 февраля ожидается приезд в республику нового инвестора, которому этот проект привлекателен. Называть его пока преждевременно, - сообщил Юрий Спиридонов. Он по-прежнему твердо уверен в том, что проект надо реализовать.

- Все очень просто, вы видите, какой бюджет у республики - с дефицитом. В свое время, когда нефть у нас упала на колени, мы на заседании Верховного совета приняли решение освободить нефтяников от налогов. За 3-4 года нефтяная отрасль поднялась, и сейчас мы, что называется, стрижем купоны, - заявил Юрий Спиридонов. - Однако надо было маневрировать, развивать лесную отрасль - лесозаготовку, глубокую переработку, тем более что лес - это возобновляемый ресурс. Со временем доля лесной отрасли была доведена до четверти республиканского бюджета.

По мнению Юрия Спиридонова, все разговоры о том, что нефти, леса и прочих ресурсов хватит всего на пару десятков лет - спекуляции, нефти хватит еще на несколько веков. И потом, интенсивное освоение леса означает огромные затраты, поскольку «напилить можно сколько угодно, а вот вывезти по нашим лесовозным дорогам - это другой вопрос, а если еще учесть затраты на технику и социальную составляющую, то естественно, что солидный проект стоит солидных денег».

В то же время замглавы Троицко-Печорского района Нина Образцова, присутствовавшая на многих общественных слушаниях по Троицко-Печорскому ЦКК, наряду со многими экспертами усомнилась в реальности проекта еще на начальных стадиях его обсуждения.

- Это огромные деньги. Заявлены 7 миллионов кубометров древесины в год. Это, по сути, вся лесозаготовка республики! Расчетная лесосека нашего района с учетом всех труднодоступных участков - максимум 2 миллиона кубов. Предполагалось брать лес в Усть-Куломском районе, но ведь он весь сейчас «уплывает» на Сыктывкарский ЛПК. Вуктыльский лес от нас слишком далеко. Вопросов было много, и прежде всего - где взять деньги и сырье, - заявила Нина Образцова.

По ее словам, именно под этот проект были законсервированы все лесные участки в районе, и предприниматели, которые уже строят в районе свой бизнес, оставались ни с чем. Так, для ООО «Троицко-Печорский ЛПК» и ОАО «Печораэнергоресурс» с трудом удалось «выбить» лесные участки. Специализация первой компании - лесопиление, струганые детали, MDF. Срок ввода в эксплуатацию завода по производству топливных гранул от «Печораэнергоресурса» - 2013 год, компания уже вложила 70 миллионов собственных средств.

- Интерес к нашему району есть, пусть и не в таком огромном масштабе. Проект ЦКК с таким трудом признали приоритетным, видимо, на федеральном уровне сильно сомневались в его воплощении. Инвестор сразу давал понять, что денег нет, нужны государственные инвестиции, льготы. Не думаю, что инвесторы заявляли проект с той лишь целью, чтобы заполучить кусок леса, взять под него кредит, «отбить» его, а потом отказаться от всех задумок. Убеждая нас в реальности, инвесторы провели свои разработки стоимостью около 6 миллионов рублей, которые даже учтены в генплане, в схеме территориального планирования района - все завязано на строительство этого ЦКК! Но мы должны жить, а не мечтать, - подытожила Нина Образцова.

По мнению координатора лесной программы Гринпис России Алексея Ярошенко, идея строительства Троицко-Печорского ЦКК была бредовой с самого начала: невозможно найти вменяемых инвесторов для строительства крупного предприятия в районе, не обеспеченном необходимой инфраструктурой, трудовыми и сырьевыми ресурсами, а невменяемые инвесторы за время мирового финансово-экономического кризиса изрядно поиздержались. Идея строительства Троицко-Печорского комбината была еще и очень опасной для природы Коми: даже в относительно краткосрочной перспективе было бы невозможно обеспечить новый комбинат сырьем без уничтожения последних массивов уникальных коренных лесов предгорий Северного Урала.

Впрочем, в свое время Минпромэнерго Коми заявляло, что Гринпис «передергивает факты», поскольку в леса заповедника «Югыд ва» никто не собирался заходить, речь шла о массивах, которые будут переводиться в хозяйственное пользование. Федеральное агентство провело лесоустройство. Это высококачественные и уже перестойные леса, которые, если не использовать их сейчас, просто пропадут, заявляли специалисты Минпромэнерго.

Однако дело не только в сырье, подчеркивают «зеленые». То, что проект строительства Троицко-Печорского ЦКК не состоялся, как ранее не состоялся столь же бредовый проект строительства Удорского целлюлозного завода в Коми, вполне закономерно, полагает Алексей Ярошенко. Экономически несостоятельные проекты могут реализовываться только за бюджетные деньги, которые никто толком не считает и за бессмысленное расходование которых практически никто не несет никакой ответственности. Если же в бюджете не находится денег на реализацию очередного бредового проекта, то он обречен на медленное неизбежное умирание, что, собственно, и происходит с Троицко-Печорским проектом на протяжении последнего года.

Характерно то, что никто из чиновников, советников и консультантов, лоббировавших заведомо бесперспективный проект и обеспечивавших его включение в перечень приоритетных, не понес ровным счетом никакой ответственности за ущерб, нанесенный лесному сектору Коми и бюджетной системе России на подготовительном этапе проекта.