Гринпис России: Бестолковая реформа может существенно усилить хаос в российском лесном секторе
24.02.2010 18:04
«Лесное хозяйство России находится на пороге очередной серии \"потемкинских реформ\", на этот раз связанных с так называемой \"модернизацией\". Уже в 2010 году правительство может предпринять попытку перейти к \"проектному\" принципу планирования, финансирования и развития российской экономики, выделив несколько десятков важнейших проектов (основных направлений деятельности).
Одним из таких проектов является проект №32 \"Повышение эффективности использования лесных ресурсов\" (ответственный орган власти - Минсельхоз РФ). По имеющейся информации, пока он не прошел согласование с Минэкономразвития и был направлен на доработку. Тем не менее, скорее всего, такой проект будет принят.
Предполагается, что в случае принятия данного проекта сохранится существующий в настоящее время уровень бюджетного финансирования лесного хозяйства (21 млрд рублей из федерального бюджета и 1,3 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ на 2010 год), будут привлечены значительные средства из внебюджетных источников (36,1 млрд руб. на 2011 год), а само финансирование будет распределяться под определенный набор целей и задач.
Сами по себе цели и задачи в том виде, в котором они формулируются сейчас (в проекте), не представляют ничего нового и выглядят следующим образом.
Цель 1. Обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала.
Цель 2. Удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства.
Задача 1. Совершенствование и развитие контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений.
Задача 2. Обеспечение ведения лесного хозяйства на условиях, отвечающих современным экологическим и социально-экономическим требованиям.
Задача 3. Повышение уровня глубокой механической, химической и энергетической переработки древесного сырья.
Предполагается, что основное финансирование из бюджетных источников будет расходоваться на выполнение задачи № 2, а финансирование из внебюджетных источников будет расходоваться на выполнение задачи №3. То есть в общих чертах предполагается сохранить существующую систему, приспособив к ней новые названия (то, чем занимаются Минсельхоз с Рослесхозом, будет называться \"совершенствование и развитие контроля и надзора\", то, что делают органы лесного хозяйства в субъектах за счет лесных субвенций - \"ведение лесного хозяйства на условиях, отвечающих современным требованиям\", а возможные инвестиции частного сектора в российский леспром просто будут учтены в составе \"лесного\" проекта правительства).
Однако, бестолковая реформа, даже самая пустяковая, заключающаяся в простом переименовании элементов существующего порядка вещей, может существенно усилить хаос в российском лесном секторе, и без того находящемся при последнем издыхании. Чиновники Минсельхоза и Рослесхоза будут вынуждены тратить изрядную часть рабочего времени на имитацию того, что они \"перестраиваются\" и \"модернизируются\", от органов управления лесами в субъектах РФ потребуются тонны и гигабайты новой разнообразной отчетности, профессионалы на местах наверняка будут с удвоенной энергией вытесняться \"менеджерами-модернизаторами\".
В общем, скорее всего, после очередной \"реформы\" лесной сектор России надо будет поднимать из руин и выстраивать заново практически \"с нуля».
Одним из таких проектов является проект №32 \"Повышение эффективности использования лесных ресурсов\" (ответственный орган власти - Минсельхоз РФ). По имеющейся информации, пока он не прошел согласование с Минэкономразвития и был направлен на доработку. Тем не менее, скорее всего, такой проект будет принят.
Предполагается, что в случае принятия данного проекта сохранится существующий в настоящее время уровень бюджетного финансирования лесного хозяйства (21 млрд рублей из федерального бюджета и 1,3 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ на 2010 год), будут привлечены значительные средства из внебюджетных источников (36,1 млрд руб. на 2011 год), а само финансирование будет распределяться под определенный набор целей и задач.
Сами по себе цели и задачи в том виде, в котором они формулируются сейчас (в проекте), не представляют ничего нового и выглядят следующим образом.
Цель 1. Обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала.
Цель 2. Удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства.
Задача 1. Совершенствование и развитие контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений.
Задача 2. Обеспечение ведения лесного хозяйства на условиях, отвечающих современным экологическим и социально-экономическим требованиям.
Задача 3. Повышение уровня глубокой механической, химической и энергетической переработки древесного сырья.
Предполагается, что основное финансирование из бюджетных источников будет расходоваться на выполнение задачи № 2, а финансирование из внебюджетных источников будет расходоваться на выполнение задачи №3. То есть в общих чертах предполагается сохранить существующую систему, приспособив к ней новые названия (то, чем занимаются Минсельхоз с Рослесхозом, будет называться \"совершенствование и развитие контроля и надзора\", то, что делают органы лесного хозяйства в субъектах за счет лесных субвенций - \"ведение лесного хозяйства на условиях, отвечающих современным требованиям\", а возможные инвестиции частного сектора в российский леспром просто будут учтены в составе \"лесного\" проекта правительства).
Однако, бестолковая реформа, даже самая пустяковая, заключающаяся в простом переименовании элементов существующего порядка вещей, может существенно усилить хаос в российском лесном секторе, и без того находящемся при последнем издыхании. Чиновники Минсельхоза и Рослесхоза будут вынуждены тратить изрядную часть рабочего времени на имитацию того, что они \"перестраиваются\" и \"модернизируются\", от органов управления лесами в субъектах РФ потребуются тонны и гигабайты новой разнообразной отчетности, профессионалы на местах наверняка будут с удвоенной энергией вытесняться \"менеджерами-модернизаторами\".
В общем, скорее всего, после очередной \"реформы\" лесной сектор России надо будет поднимать из руин и выстраивать заново практически \"с нуля».
Источник новости: Wood.ru