Новости ЛПК

Законопроект об ограничении пребывания в лесах граждан с лесозаготовительным оборудованием стал доступен для общественного обсуждения

12.09.2014 16:30
Законопроект об ограничении пребывания граждан в лесах с техникой и оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, их трелевки, переработки и транспортировки древесины, наконец появился на специализированном сайте для общественного обсуждения regulation.gov.ru. Два дня назад пользователи этого сайта получили сообщение о завершении обсуждения - несмотря на то, что текст законопроекта был еще им недоступен.
Теперь текст доступен, и объявлены сроки его обсуждения - два месяца. Сам по себе текст вполне прост и понятен (см. ниже), если не вспоминать о существующих в нынешнем лесном законодательстве дырах и противоречиях. Главная проблема состоит в том, что нынешнее законодательство не определяет сколько-нибудь однозначно, что такое «лес», и что такое «пребывание в лесу».
Лесной кодекс РФ 2006 года в явном виде распространяется только на часть лесов - а именно, на леса, расположенные на землях лесного фонда, на землях обороны и безопасности, на землях ООПТ и на городские леса. Леса, расположенные вне этих категорий земель, в понимании нынешнего лесного законодательства лесами не являются. Более того, у подавляющего большинства «официальных» лесов, находящихся на землях лесного фонда, нет однозначно понимаемых и должным образом учтенных границ. По состоянию на 2013 год, на государственный кадастровый учет было поставлено только 24,7% земель лесного фонда - меньше четверти! По этим землям граждане хотя бы теоретически могут узнать, где находятся границы леса, в котором им запрещено пребывать с техникой и оборудованием для заготовки древесины (с помощью публичной кадастровой карты). По остальным землям им остается об этом только догадываться - впрочем, часто и сами работники леса не могут точно сказать, где этот лес официально начинается или кончается.
Что такое «пребывание в лесу» применительно ко многим вполне жизненным ситуациям также остается неясным. Например, если официально учтенная дорога общего пользования проходит через лес будет ли проезд по ней на тракторе, пригодном для трелевки, или на легковой машине с бензопилой в багажнике «пребыванием в лесу с техникой и оборудованием для рубки лесных насаждений»? А если это будет официально не учтенная дорога общего пользования? А если это будет официально не учтенная дорога, проходящая через официально не учтенный лес? А если это будет даже не дорога, а просто какой-то проезд к расположенному среди леса сенокосу (не на землях лесного фонда)?
Если на эти вопросы не будет дано удовлетворительных ответов, закон, в зависимости от позиции судов, прокуратуры и других толкователей, может стать кошмаром или для сельских жителей, рыбаков, охотников, туристов, полевиков и т.д., или для работников леса, или для них всех вместе взятых. Кроме того, многое зависит от того, что именно войдет в перечень техники и оборудования, предусматриваемый этим законопроектом. Пока проекта этого перечня, к сожалению, нет.
Не устанавливает законопроект и ответственность за пребывание в лесу с техникой и оборудованием для заготовки древесины. Очевидно, что ответственность предполагается установить специальными поправками к КоАП РФ, но не имея даже проекта этих поправок трудно судить о том, будет ли хоть как-то работать новый запрет. То же самое касается и полномочий работников лесного хозяйства в части контроля исполнения закона (остановки и досмотра транспортных средств, определения видов оборудования и т.д.). Ниже приводится текст законопроекта.

ПРОЕКТ

Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части ограничения пребывания граждан в лесах с техникой и оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, их трелевки, переработки и транспортировки древесины»

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 30, ст. 3597, 3599; 2009, № 11, ст. 1261, № 30, ст. 3735; 2011, № 1, ст. 54, № 25, ст. 3530, № 30, ст. 4590; 2013, № 52, ст.6961, ст. 6971, 6980; 2014, № 11, ст. 1092) следующие изменения:

1) Дополнить статьей 11.1 в следующей редакции:

«11.1. Пребывание граждан в лесах с техникой и оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, их трелевки, переработки и транспортировки древесины

1. Пребывание граждан в лесах с техникой и оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, их трелевки, переработки и транспортировки древесины, допускается при наличии документов, подтверждающих право на законном основании использовать указанную технику и оборудование на соответствующих лесных участках для рубки лесных насаждений, их трелевки, переработки и транспортировки древесины, либо подтверждающих необходимостью пребывания граждан в лесах в целях перемещения указанных техники и оборудования к местам осуществления рубок лесных насаждений, их трелевки или переработки древесины по основаниям, предусмотренным лесным законодательством.

2. Перечни техники и оборудования, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) Статью 81 дополнить пунктом 41.6 следующего содержания:

«41.6) установление перечней техники и оборудования, предусмотренных частью 1 статьи 11.1 настоящего Кодекса;».