За последние 10 лет в России была разрушена система государственного управления окружающей средой
О последствиях реформ природоохранного законодательства для российской природы 4 июня, в канун Всемирного дня защиты окружающей среды, рассказали эксперты Гринпис России.
10 лет назад, 17 мая 2000 года Указом Президента РФ В. Путина № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ликвидированы Федеральная служба лесного хозяйства и Государственный комитет по охране окружающей среды. Их функции были переданы Министерству природных ресурсов РФ.
Это ошибочное решение и последующие непродуманные действия привели к негативным последствиям для российской природы, к деградации системы государственного управления и контроля окружающей средой и лесами. В 2010 году, подводя итог этим преобразованиям, Президент РФ Д. Медведев сказал: «Экологический нигилизм — одна из существенных бед нашего народа».
В период с 2001 по 2009 гг. основные изменения коснулись природоохранного законодательства. В числе наиболее критичных изменений можно назвать отмену проведения обязательной государственной экологической экспертизы в отношении большинства объектов, лишение государственных инспекторов права временно приостанавливать деятельность предприятий. Показательной является и отмена ограничений на деятельность (например, подготовку олимпийских объектов к играм в Сочи-2014), которая приводит к уничтожению редких и исчезающих растений.
За последние 10 лет Лесной кодекс изменялся 19 раз. Ныне действующий кодекс (принятый в 2006 году с девятью последующими наборами поправок) однозначно признается специалистами-практиками худшим лесным законом за всю историю государственного управления лесами в России. Неприемлемо низкое качество Лесного кодекса отмечалось даже Президентом, но за прошедшее время уполномоченные федеральные органы власти не смогли разработать качественные предложения по его улучшению.
К чему привели столь «смелые» эксперименты с экологическим законодательством?
1. По официальным данным МВД, с 2000 по 2009 год экологическая преступность выросла в 3 раза. Только в 2009 году общее количество экологических преступлений составило более 46 тысяч и превысило 1,5% от всех зарегистрированных в стране преступлений.
2. Российская система охраняемых природных территорий (ООПТ), существующая более 90 лет и когда-то считавшаяся одной из самых развитых в мире, за последние десять лет серьезно деградировала. Так, для осуществления нового «проекта века» Сочи-2014 регулярно ослабляются требования законодательства, защищающего ООПТ. Стало нормой изменение границ или режима ООПТ для реализации сомнительных хозяйственных проектов, таких как сооружение физкультурно-оздоровительного комплекса в заказнике Большой Утриш или строительство Центральной кольцевой автодороги в Московской области.
На карте России «горячими точками» стали даже территории, которые включены в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Таких территорий в нашей стране всего девять, и, несмотря на свой особый статус, они все же оказываются под угрозой уничтожения. И, к сожалению, Россия (вместе с Демократической Республикой Конго) значительно обгоняет все остальные страны мира по количеству объектов, которые нуждаются в защите.
Летом 2009 года на ежегодной сессии Комитета рассматривались угрозы 4 российским особо охраняемым территориям (Девственные леса Коми, Озеро Байкал, Золотые горы Алтая, Западный Кавказ). В 2010 году будут рассмотрены 5 территорий.
Озеро Байкал было включено в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО 14 лет назад. За это время угрозы озеру рассматривались на 13 сессиях Комитета.
3. Не уменьшается уровень загрязнения территории страны. За прошедшее десятилетие не уменьшилось количество зафиксированных случаев высокого и экстремально высокого загрязнения вод. Не наблюдается существенного уменьшения загрязнения атмосферы. По данным Росстата в 2009 году, несмотря на экономический кризис, выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в воздух увеличились более чем 30% городов с населением более 100 тысяч человек. С 2000 года совокупные выбросы от стационарных источников выросли. При этом выбросы летучих органических соединений увеличились более чем в 1,5 раза. С 2000 по 2007 гг. происходил «взрывной» рост образования отходов, значительно опережающий рост ВВП. Небольшое сокращение, происходившее в последние 2 года, явно не соответствует уровню падения производства.
4. В наибольшей степени реформы последнего десятилетия затронули лесное хозяйство. Они ликвидировали государственную лесную охрану — лесников, отвечавших за конкретные участки леса (обходы). Как бы плохо ни работала лесная охрана в 90-е годы, лес не выглядел бесхозным — значительная доля нарушителей выявлялась, начинающиеся пожары своевременно обнаруживались и тушились. В настоящее время за лесом «присматривают» около двенадцати тысяч инспекторов, не имеющих достаточных прав и полномочий и фактически являющихся кабинетными работниками. Согласно опросу, проведенному Гринпис в 2009 году, около 75% рабочего времени руководителей и специалистов государственных органов управления лесами уходит на «бумагописание» — на работу с самим лесом времени у инспекторов почти не остается. Для потенциальных нарушителей леса России сейчас выглядят вполне бесхозными и не охраняемыми.
По официальным данным государственной статистики, площадь пожаров на покрытых лесом землях начала расти со второй половины 90-х и к 2009 году выросла с 760 тыс. га до 1500 тыс. га, т. е. более чем в 2 раза. А согласно данным дистанционного мониторинга, площади пожаров на покрытых лесом землях выросли за этот период почти в 3 раза. Впрочем, государственная статистика, как правило, занижает площади, пройденные лесными пожарами в 4–6 раз.
В последние годы за борьбу с лесными пожарами в России отвечают регионы, поэтому стала невозможна оперативная переброска сил и средств между ними (хотя пожары не признают административных границ). Из-за организационной неразберихи и мизерного финансирования растет площадь лесов, пройденных пожарами. На тушение пожаров наше государство в последние годы тратит лишь около 1 рубля в год на гектар покрытых лесом земель. На аналогичные расходы в США средств тратится в 100 раз больше — более 4-х долларов в год.
Разрушение системы государственного управления окружающей средой продолжается. Ошибки, допущенные на протяжении последнего десятилетия (начиная с ликвидации ФАЛХ и Госкомэкологии РФ), не признаются, ответственные за подготовку неправильных решений не несут ровным учетом никакой ответственности.
Гринпис считает, что необходимо немедленно восстановить самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны окружающей среды, а также государственную лесную охрану, организационно и финансово независимую от органов, обеспечивающих использование лесов. Руководители и специалисты, ответственные за принятие решений, приведших к разрушению системы государственного управления охраной окружающей среды и лесным хозяйством, впредь не должны и близко допускаться к формированию государственной экологической политики и нормативно-правовому регулированию в этой области.