Новости ЛПК

В Архангельской области остро стоит вопрос утилизации отходов деревообработки

07.06.2010 15:12

В Архангельской области ежегодно образуется порядка 500 тысяч кубометров отходов лесопильных производств. Большая часть их вывозится на незаконные свалки. Сейчас бизнес не заинтересован в том, чтобы организовать переработку отходов на месте, а вывозить их из-за серьезных транспортных расходов невыгодно…

Ежегодно в регионе производится порядка двух млн кубометров пиломатериалов, четверть из них — на малых и средних предприятиях в районах области. Крупные комбинаты, как правило, используют отходы производства в качестве топлива в котельных для собственных нужд. А малый бизнес большей частью вывозит их на нелегальные свалки (их в области более 500) или просто в лес, нарушая требования экологического законодательства. Нормальных же полигонов для хранения отходов в регионе только семь.

Собрать стружку

По словам министра природных ресурсов и ЛПК области Юрия Трубина, особо остро вопрос утилизации отходов деревообработки стоит в Плесецком, Каргопольском и Няндомском районах, где сосредоточено основное количество небольших лесопилок.

Чтобы решить эту проблему, министерство предложило внести поправки в областной закон «Об охране окружающей среды». Их суть — разработка муниципальных программ, предполагающих создание в районах мест временного складирования отходов с привлечением финансирования из областного бюджета за счет программы охраны окружающей среды, а также средств бизнеса.

Кроме того, продолжил Юрий Трубин, правительство региона утвердило типовой порядок обращения с древесными отходами для муниципальных районов и городских округов области. Ведь именно на местные власти возложены полномочия по организации системы обращения с отходами. Таким образом, во всех муниципальных образованиях бизнес и власть будут работать по единым «правилам игры».

Дорогие дороги…

Площадки для складирования отходов, которые планируется организовать в рамках программ, — очень простые сооружения: это бетонное покрытие, обнесенное забором. Если же отходы впоследствии будут переработаны, может быть сделан навес для защиты коры и опилок от влаги.

Создание этих площадок может идти двумя путями. Так, может быть организовано муниципальное предприятие — оператор полигона. Но управлять такой площадкой может и сам бизнес. Второй вариант приемлем в случае, если предприниматели пожелают сами перерабатывать отходы. Например, в качестве топлива для муниципальной котельной, которую можно взять в оперативное управление, либо создав производство по выпуску биотоплива (гранул, брикетов).

«В этом случае будет решена серьезная проблема — обеспечение производства сырьем», — аргументирует Юрий Трубин.

Надо отметить, что сейчас проблема переработки отходов лесопиления решается только силами крупных предприятий. Так, на Соломбальском и Архангельском ЦБК они используются в качестве топлива для обеспечения производства энергией, сушки материалов и т.д. На 25-м лесозаводе, помимо выработки тепло- и электроэнергии, из опилок производят топливные гранулы. Аналогичное, но меньшее по объемам производство создано и на площадке 14-го лесозавода.

Однако, пояснил «Бизнес-классу» начальник департамента снабжения и транспорта ОАО «Соломбалалес» Дмитрий Орлов, даже крупные производства могут столкнуться с проблемой дефицита отходов лесопиления. Такие ситуации уже возникали.

«Это говорит о том, что, с одной стороны, производители пиломатериалов сами стремятся перерабатывать отходы. В регионе мало-помалу появляются новые игроки рынка биотоплива. Спрос на кородревесные отходы растет, но при этом многие продолжают относиться к ним как к отходам, неэффективно используют этот ресурс», — говорит Дмитрий Орлов.

С другой стороны, продолжил эксперт, многие производители продукции глубокой переработки древесины по-прежнему используют в качестве основного вида топлива на своих производствах мазут или уголь, потому что это менее затратно, чем транспортировать из районов области кору и опилки.

«У кого-то склады забиваются опилками, и мы готовы их принять. Но вывезти их можно только по автомобильной или железной дороге, а это требует больших затрат», — уточнил Дмитрий Орлов. Так, за последние 10 лет тарифы на услуги железнодорожных перевозчиков выросли на 100%.

По подсчетам экспертов, максимальное расстояние, на которое можно перевозить отходы без убытков, — 120 км. Поэтому, считает Юрий Трубин, полигоны в рамках муниципальных программ должны быть выстроены так, чтобы объекты переработки находились от них примерно на таком расстоянии.

Зелень надо «позолотить»

Самый важный, пожалуй, вопрос — как заинтересовать предпринимателей, чтобы они везли отходы к легальным местам складирования, а не выкидывали их в лесу.

С одной стороны, у государства есть кнут — административное законодательство. В КоАП в конце 2009 года были внесены поправки, предполагающие серьезные штрафы за несоблюдение требований об обращении с отходами. Уже сейчас нарушителей из числа юридических лиц можно наказать на существенную сумму — от 100 до 250 тысяч рублей.

Но сначала надо создать условия для того, чтобы бизнес выполнял требования законодательства, считают в министерстве. Путем переговоров с предпринимателями было выработано решение — компенсировать транспортные расходы по доставке сырья к месту складирования (за счет выгодоприобретателя — производителя гранул, брикетов, либо оператора котельной).

Интерес есть!

По данным Юрия Трубина, о своем интересе к участию в будущих программах уже выразили бизнес и власти четырех районов: Шенкурского, Холмогорского, Котласского, Вельского. Так, в Шенкурске есть предприниматели, готовые взять в управление муниципальную котельную и модернизировать ее с переводом на древесное топливо.

А в Котласе одна из московских компаний планирует разместить производство гранул. Вопрос о выборе места решается уже почти год, но с созданием «сырьевой» площадки, куда местные деревообработчики будут складировать сырье, он может наконец решиться. Этой компании предлагают стать оператором полигона.

Вот только продукция этого производства, скорее всего, будет отправляться на экспорт. В Архангельской области рынок потребления пеллет и брикетов не сформирован. Единственный пример — это лесозавод № 25, который ведет переговоры с администрацией Приморского района о взятии в управление 4–7 котельных: их можно перевести на использование пеллет и затем подавать теплоэнергию в коммунальные сети, тем самым обеспечив себе сбыт.

WOOD.RU