Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

«Ладожские шхеры» под вопросом

26.06.2010 16:09

22 июня в Петрозаводске состоялась пресс-конференция по ситуации с планируемым национальным парком «Ладожские шхеры». Представители трех общественных организаций — Александр Марковский (СПОК, Петрозаводск), Алексей Травин (Зеленая Волна, Санкт-Петербург) и Алексей Ярошенко (Гринпис России, Москва) рассказали об истории вопроса, о том, на какой стадии находится создание национального парка «Ладожские шхеры» в настоящее время, и о современном состоянии территории планируемого парка.

Выступающие отметили, что процесс создания национального парка зашел в тупик, и при сохранении существующих тенденций парк до конца 2010 года создан точно не будет (несмотря на то, что он входит в Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001 — 2010 годах, одобренный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2001 г. № 725-р).

На пресс-конференции были представлены результаты обследования территории парка, проведенного в июне 2010 года, представлены фотографии конкретных выявленных нарушений: массовых свалок бытового, промышленного и строительного мусора, незаконных хранилищ навоза и хозяйственно-фекальных стоков, самовольных рубок и рубок, проведенных с грубыми нарушениями действующего законодательства, и других. По общему мнению представителей неправительственных природоохранных организаций, если современная система управления территорией планируемого парка сохранится, то в течение одного-двух лет будут уничтожены многие ценные природные комплексы, ради сохранения которых планируется создание парка, а в течение ближайшего десятилетия природная и туристическая ценность территории будет утрачена практически полностью.

Представители природоохранных организаций сообщили, что материалы по выявленным нарушениям в настоящее время направляются в федеральные органы государственной власти, к чьей компетенции относится принятие мер по конкретным нарушениям законодательства — Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральную прокуратуру и другие. Природоохранники намерены добиваться создания парка, а в случае, если процесс его создания остановится — принятия мер по обеспечению сохранности территории планируемого парка до его создания. Одной из необходимых мер является изъятие полномочий в области лесных и водных отношений у органов государственной власти Республики Карелия — для того, чтобы исключить ситуацию, при которой федеральные и региональные органы власти пытаются переложить ответственность друг на друга, а реальные меры по сохранению территории не предпринимаются.

На пресс-конференции присутствовал заместитель министра природных ресурсов Республики Карелия А. Г. Кравченко. По его словам, «никто в Карелии не против парка — его обязательно надо создавать». При этом он сообщил, что позиция его министерства такова: в парк надо включать острова и километровую полосу вдоль побережья, а остальное — исключить (в качестве обоснования он заявил, что включение в парк остальной территории накладывает слишком жесткие ограничения на хозяйственную деятельность). А. Г. Кравченко высказал очень жесткие замечания в адрес ОАО «Росгипролес», подготовившего эколого-экономическое обоснование парка, и обвинил эту организацию в некомпетентности. Кроме того, он высказал претензии в адрес неправительственных организаций, которые якобы пытаются переложить на Республику Карелия ответственность за неудовлетворительную работу федеральных органов государственной власти, которые, собственно, и должны были обеспечить создание парка.

В ответ представители неправительственных природоохранных организаций сообщили, что представление об ограничениях, накладываемых парком на деятельность местного населения и существующих предприятий, сильно преувеличено: предлагаемое зонирование в достаточной мере предусматривает сохранение уже существующих предприятий и хозяйственных объектов. При этом исключение значительной береговой части из парка приведет к утрате многих ценных природных комплексов и рекреационных объектов, а потому неприемлемо.

Представители природоохранных организаций сообщили, что распределение ответственности между уровнями власти им известно, и претензии к региональным органам власти касаются только исполнения их полномочий. Вся полнота ответственности за сохранность территории до создания парка лежит на республиканских органах власти — и они с этой ответственностью не справляются. И, как уже отмечалось, представители разных уровней государственной власти постоянно пытаются переложить ответственность друг на друга, а работа по созданию парка в итоге просто не делается.

Участники пресс-конференции отметили, что ситуация, существующая на территории планируемого парка в настоящее время, такова: наиболее привлекательные части территории (места, где есть удобный доступ к воде) тем или иным способом распределяются между «избранными», в то время как основная часть территории и ее население не получают практически никаких благ от соседства с привлекательными туристическими объектами. Национальный парк, конечно, не является панацеей, но он создает условия для того, чтобы исключительная туристическая привлекательность территории использовалась на благо всего населения северо-западного Приладожья. Насколько эта возможность будет использована, во многом зависит от местных и республиканских органов власти, но хуже, чем сейчас, после создания парка точно не будет — ни для природы, ни для местного населения. При разумной организации управления территорией национальный парк «Ладожские шхеры» может стать основой экономического благополучия всей территории Ладожских шхер.

Дополнительная информация - Марковский Александр Владимирович
тел./факс 8-8142-769115, моб. тел. 8-960-215-1122

e-mail: spok_office@onego.ru; http://spok-karelia.ru