В правительстве прошло совещание, посвященное повышению эффективности работ по противодействию лесным и природным пожарам в России
06.10.2015 16:04
В правительстве под руководством Дмитрия Рогозина и Александра Хлопонина состоялось совещание, посвященное катастрофическим последствиям лесных пожаров этого года.
Одной из основных причин распространения огня на лесные массивы вице-премьер Александр Хлопонин назвал выжигание сухой травы на землях сельхозназначения. Он сообщил, что правительство в ближайшее время примет постановление о запрете сельхозпалов, и обратил внимание участников совещания на необходимость обеспечения контроля реализации этого документа. В ходе дискуссии неоднократно поднимался вопрос о недостаточно эффективной работе муниципалитетов с населением и слабой подготовке субъектов к пожароопасному сезону.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин высказался за усиление ответственности должностных лиц, не исключая и уголовную, за недостаточную подготовку к пожароопасному сезону или непредоставление техники и средств пожаротушения.
По словам руководителя Рослесхоза Ивана Валентика, с начала пожароопасного сезона возникло 11,4 тыс. лесных пожаров на площади 2,5 млн га. Больше всего от лесных пожаров пострадали субъекты Сибирского федерального округа, на долю которых приходится почти 90% площади лесных пожаров в РФ. Напряженная лесопожарная обстановка развивалась весной в Забайкальском крае и в течение лета - в республиках Бурятия, Тыва и Иркутской области. Только в августе на территориях этих регионов был задействован практически весь федеральный резерв ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» - 1600 работников.
Как отметил Иван Валентик, причиной возникновения 83% пожаров стал антропогенный фактор, в то время как широкое распространение пожаров было обусловлено крайне низким уровнем выполнения мероприятий по профилактике и предупреждению лесных пожаров в данных регионах.
По мнению главы Минприроды Сергея Донского, 30% лесных пожаров в стране дала сравнительно небольшая по площади Бурятия, хотя еще в 2014 году республика была признана лучшей по подготовке к пожарным ситуациям. И это не единственный парадокс, если внимательнее вглядеться в цифры.
Площадь пожаров в 2015 году - 2,5 млн гектаров, в прошлом году - около 3,6 млн, при этом в 2013-м - примерно как в нынешнем. Соблазн сделать вывод, что борьба с огнем в регионах велась в 2015 году в полтора раза лучше, чем в 2014-м, весьма велик. Однако Иван Валентик обращает внимание на то, что количественная статистика в масштабе страны далеко не всегда напрямую связана с общественной опасностью того или иного возгорания. «По пожарам 2010 года площади были тоже не очень большими: 1,6 млн гектаров, но горела густонаселенная европейская часть страны, - говорит он. - Чем ближе пожар к населенному пункту, чем больше неудобств он причиняет жителям, чем очевиднее риск того, что пострадают люди, сгорят дома - тем больше общественный резонанс, драматичность оценки последствий». Байкальская природная территория - традиционное место отдыха для очень многих, а пожары в Бурятии и Иркутской области затронули как раз эти места.
Цифры перестают складываться в парадоксальные фигуры, если обратиться к статистике из пострадавших регионов. Та же Бурятия, по данным республиканского агентства лесного хозяйства, в 2014 году горела гораздо меньше, чем вся остальная Сибирь. Зато за пять месяцев 2015-го пожары накрыли более 600 тыс. гектаров леса - почти в шесть раз больше прошлогодних показателей. Ущерб, по выкладкам специалистов Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН, - более 200 млрд рублей.
Чтобы избежать подобного, Рослесхоз внес ряд предложений. Во-первых, предложение по изменению принципа финансирования противопожарной деятельности регионов. По мнению Ивана Валентика, в начале года до субъектов должны в полном объеме доводиться лимиты на предупреждение лесных пожаров, то есть на профилактические работы. А работы по тушению лесных пожаров должны финансироваться после проведения данных работ по факту, и только в пределах нормативных затрат.
Во-вторых, активнее задействовать спецназ Рослесхоза - когда регион уже не справляется, но режим ЧС вводить рано: 700 человек федеральных десантников-лесотехников и 3000 региональных «лесных рейнджеров». В-третьих, ужесточить ответственность для тех, кто подписывает бумаги о наличии и готовности техники к противопожарному сезону. В-четвертых, распоряжения оперативных штабов по борьбе с лесными пожарами должны быть обязательны к исполнению субъектами РФ. Сейчас они носят рекомендательный характер, что не только допускает возможность неисполнения на уровне региона, но и порождает межведомственную неразбериху.
По итогам совещания в правительстве с целью усиления федерального контроля охраны лесов от пожаров Рослесхозу поручено разработать систему проведения комплексных проверок регионов перед началом пожароопасного сезона, по итогам которых будет составляться паспорт готовности субъекта. Проект такого документа должно подготовить Минприроды России совместно с МЧС России, Минфином России в срок до 1 января 2016 года.
К этому же сроку должен быть разработан и механизм привлечения должностных лиц профильных органов региональной власти по итогам комплексных проверок к административной ответственности.
Кроме того, при Рослесхозе будет сформирован постоянно действующий оперативный штаб по охране лесов от пожаров.