Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Минприроды России подготовило проект новой редакции Правил ухода за лесами

09.12.2015 18:03
Минприроды России подготовило проект новой редакции Правил ухода за лесами. Проект предполагает сохранение и даже усиление тех положений нынешних Правил ухода, которые затрудняют ведение экономически эффективного интенсивного лесного хозяйства, а порой и делают его невозможным.
Проект документа Об утверждении Правил ухода за лесами размещен на федеральном портале.
Поскольку обеспечение качественного, своевременного и экономически эффективного ухода за лесами является главным условием интенсивного лесного хозяйства в таежных и близких к ним лесах, принятие таких Правил ухода гарантированно похоронит разработанную в СПбНИИЛХ «Концепцию интенсивного использования и воспроизводства лесов» как минимум в части, касающейся воспроизводства, считает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.
Документ содержит более ста страниц. После приведения в соответствие с техническими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам при их госрегистрации, его объем увеличится в несколько раз, поскольку новые правила детально регулируют все случаи и ситуации, так или иначе относящиеся к уходу за лесами.
Алексей Ярошенко раскритиковал проект и привел некоторые примеры того, как установленные нормативы могут препятствовать своевременному и эффективному проведению ухода за лесами и интенсивному лесному хозяйству.
Нормативы устанавливают возраст начала ухода, и этот возраст во многих случаях существенно превышает тот, при котором необходимо начинать уход.
Для прочисток устанавливаются высокие требования к оставляемой после ухода сомкнутости крон. В подавляющем большинстве случаев это будет означать невозможность разреживания молодняков и культур до оптимальной густоты за один прием прореживаний. Для прореживаний и проходных рубок устанавливаются еще более жесткие ограничения по выбираемому запасу, что невыгодно с точки зрения экономической эффективности.
То же самое касается практически всех нормативов по всем лесным районам. Сочетание высоких требований к оставляемой после ухода сомкнутости крон и низкой допускаемой интенсивности ухода с требованием снижения интенсивности в насаждениях с низкой сомкнутостью (полнотой) и с сетью технологических коридоров делает практически невозможным проведение экономически эффективных уходов в редкостойных северных лесах. Если такие правила будут приняты, экономически эффективное интенсивное лесное хозяйство станет практически невозможным, например, на большей части Карелии, Архангельской области, Республики Коми и во многих регионах Сибири и Дальнего Востока.
Фактическое состояние леса, особенно молодняка, как правило, сильно отличается от его «бумажного» состояния (того, которое значится в материалах лесоустройства, проекте освоения лесов, государственном лесном реестре). Периодическое лесоустройство в принципе не может отражать актуальное состояние молодняков и лесных культур на каждый конкретный момент времени. Буквально за несколько лет насаждение легко может перейти из категории, например, из «чистых сосновых с примесью лиственных до двух единиц» в «сосново-лиственные с преобладанием сосны в составе». А нормативы проведения рубок ухода для этих групп - разные, и если уход будет проводиться в соответствии с фактическим составом насаждений, то он не будет соответствовать их «бумажному» состоянию. А это вполне может быть расценено как нарушение, особенно при предвзятом отношении проверяющих к проверяемым.
Некоторые положения текстовой и табличной частей документа противоречат друг другу. Например, нормативы, приведенные в табличной части, допускают снижение сомкнутости крон в чистых хвойных молодняках до 0,6, а в некоторых случаях и до 0,5; а в текстовой части (пункт 31) говорится, что «в чистых молодняках сомкнутость крон после рубки не должна быть ниже 0,7».
Некоторые разновидности рубок ухода и по сути, и по форме полностью соответствуют рубкам главного пользования (рубкам спелых и перестойных насаждений в терминологии Лесного кодекса РФ 2006 года).
Проект изобилует словами «обычно», «сравнительно», «как правило» и тому подобными, допускающими неоднозначное толкование.
«Если такие правила будут приняты, эффективного лесного хозяйства, по крайней мере в рамках правил, в нашей стране не будет; чтобы оно было - правила надо переделывать полностью», - подводит итог Алексей Ярошенко.