Министр природных ресурсов Сергей Донской считает причиной российских лесных пожаров административный фактор
08.08.2016 12:14
Сергей Донской, глава Минприроды России, открывая 2 августа 2016 года заседание коллегии, посвященной устранению замечаний Генеральной прокуратуры РФ в части охраны лесов от пожаров, заявил, что причиной лесных пожаров становится административный фактор.
«Сегодня мы можем констатировать, что основная причина [лесных] пожаров - это не просто человеческий, но и административный фактор. Стихия, перефразируя М. Булгакова, - в головах у региональных властей, а не в сложных природных условиях. Прогнозировать погодную ситуацию мы научились во всех регионах, а вот работать научились не во все из них», - подчеркнул С. Донской.
Министр также отметил, что на подготовку к пожароопасному сезону необходим значительно меньший объем средств, чем на ликвидацию последствий пожаров:
В ходе коллегии заместитель министра - руководитель Рослесхоза Иван Валентик доложил о мерах, принятых ведомством для устранения замечаний Генпрокатуры по соблюдению законности при обеспечении пожарной безопасности в лесах.
Он отметил, что подготовка к пожароопасному сезону 2016 г. существенно отличалась от предыдущих лет в лучшую стороны. В частности, Рослесхозом были заключены соглашения с губернаторами 21 региона Сибири и Дальнего Востока (еще четыре региона сами выступили с данной инициативой - это Курганская область, Кабардино-Балкарская Республика, а также республики Крым и Коми). Это позволило задействовать силы и средства федерального резерва на ранней стадии негативного развития лесопожарной ситуации.
В рамках межрегионального маневрирования с начала года было произведено 30 перебросок ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» в семь регионов России (Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральный округа). С участием сотрудников «Авиалесоохраны» ликвидировано 149 лесных пожаров. Предотвращены 3 перехода пожаров через государственную границу РФ.
И. Валентик подчеркнул, что в период с 2014 по 2016 год ежегодно запланированные расходы на охрану лесов от пожаров составляли 4,1 млрд рублей (в том числе расходы на профилактические мероприятия по тушению лесных пожаров - 3,4 млрд рублей, расходы на тушение лесных пожаров - 0,7 млрд рублей). По факту же расходы на тушение лесных пожаров, превышали плановые расходы более чем в 3 раза и составляли в денежном выражении более 2,5 млрд рублей ежегодно. В результате ежегодно складывается кредиторская задолженность по затратам на тушение лесных пожаров: в 2015 году за 2014 год - 0,5 млрд рублей, в 2016 году за 2015 год - 0,6 млрд рублей.
В связи со сложившейся ситуацией, в 2016 г. Рослесхозом подготовлены проекты нормативных правовых актов, направленных на погашение кредиторской задолженности в Сибири и на Дальнем Востоке по затратам на тушение лесных пожаров за 2015 год. В настоящее время завершаются процедуры их согласования в Минфине России и МЧС России.
И. Валентик также отметил, что в 2016 г. Рослесхозом разработан проект методики распределения субвенций, который более полно и точно, по отношению к действующей методике, учитывает природно-климатические условия ведения лесного хозяйства.
«С учетом неблагоприятного развития в текущем году лесопожарной обстановки на территории Сибири и Дальнего Востока субъектам РФ данных регионов на мероприятия по профилактике и тушению лесных пожаров 2016 года выделено дополнительное финансирование из нераспределенного резерва средств субвенций в объеме 426,1 млн рублей, и, кроме того, требуется дополнительно 1,3 млрд рублей», - пояснил И. Валентик, предложив в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о расширении возможностей привлечения внебюджетного финансирования лесохозяйственных мероприятий.
Глава Рослесхоза заявил, что согласен с претензиями Генпрокуратуры РФ, но подчеркнул, что подавляющее большинство из них базируется на общем недофинансировании отрасли. Поэтому, понимая особенности формирования бюджета в ситуации экономического кризиса, предложил в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о расширении возможностей для внебюджетного финансирования лесных полномочий. «Прежде всего, я имею в виду предоставление права региональным учреждениям, осуществляющим мероприятия по ОЗВЛ, на постоянное бессрочное пользование лесными участками в целях заготовки древесины».
В настоящее время в Рослесхозе разрабатывается комплекс мероприятий по устранению недостатков, выявленных Генпрокуратурой РФ.
«Сегодня мы можем констатировать, что основная причина [лесных] пожаров - это не просто человеческий, но и административный фактор. Стихия, перефразируя М. Булгакова, - в головах у региональных властей, а не в сложных природных условиях. Прогнозировать погодную ситуацию мы научились во всех регионах, а вот работать научились не во все из них», - подчеркнул С. Донской.
Министр также отметил, что на подготовку к пожароопасному сезону необходим значительно меньший объем средств, чем на ликвидацию последствий пожаров:
В ходе коллегии заместитель министра - руководитель Рослесхоза Иван Валентик доложил о мерах, принятых ведомством для устранения замечаний Генпрокатуры по соблюдению законности при обеспечении пожарной безопасности в лесах.
Он отметил, что подготовка к пожароопасному сезону 2016 г. существенно отличалась от предыдущих лет в лучшую стороны. В частности, Рослесхозом были заключены соглашения с губернаторами 21 региона Сибири и Дальнего Востока (еще четыре региона сами выступили с данной инициативой - это Курганская область, Кабардино-Балкарская Республика, а также республики Крым и Коми). Это позволило задействовать силы и средства федерального резерва на ранней стадии негативного развития лесопожарной ситуации.
В рамках межрегионального маневрирования с начала года было произведено 30 перебросок ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» в семь регионов России (Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральный округа). С участием сотрудников «Авиалесоохраны» ликвидировано 149 лесных пожаров. Предотвращены 3 перехода пожаров через государственную границу РФ.
И. Валентик подчеркнул, что в период с 2014 по 2016 год ежегодно запланированные расходы на охрану лесов от пожаров составляли 4,1 млрд рублей (в том числе расходы на профилактические мероприятия по тушению лесных пожаров - 3,4 млрд рублей, расходы на тушение лесных пожаров - 0,7 млрд рублей). По факту же расходы на тушение лесных пожаров, превышали плановые расходы более чем в 3 раза и составляли в денежном выражении более 2,5 млрд рублей ежегодно. В результате ежегодно складывается кредиторская задолженность по затратам на тушение лесных пожаров: в 2015 году за 2014 год - 0,5 млрд рублей, в 2016 году за 2015 год - 0,6 млрд рублей.
В связи со сложившейся ситуацией, в 2016 г. Рослесхозом подготовлены проекты нормативных правовых актов, направленных на погашение кредиторской задолженности в Сибири и на Дальнем Востоке по затратам на тушение лесных пожаров за 2015 год. В настоящее время завершаются процедуры их согласования в Минфине России и МЧС России.
И. Валентик также отметил, что в 2016 г. Рослесхозом разработан проект методики распределения субвенций, который более полно и точно, по отношению к действующей методике, учитывает природно-климатические условия ведения лесного хозяйства.
«С учетом неблагоприятного развития в текущем году лесопожарной обстановки на территории Сибири и Дальнего Востока субъектам РФ данных регионов на мероприятия по профилактике и тушению лесных пожаров 2016 года выделено дополнительное финансирование из нераспределенного резерва средств субвенций в объеме 426,1 млн рублей, и, кроме того, требуется дополнительно 1,3 млрд рублей», - пояснил И. Валентик, предложив в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о расширении возможностей привлечения внебюджетного финансирования лесохозяйственных мероприятий.
Глава Рослесхоза заявил, что согласен с претензиями Генпрокуратуры РФ, но подчеркнул, что подавляющее большинство из них базируется на общем недофинансировании отрасли. Поэтому, понимая особенности формирования бюджета в ситуации экономического кризиса, предложил в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о расширении возможностей для внебюджетного финансирования лесных полномочий. «Прежде всего, я имею в виду предоставление права региональным учреждениям, осуществляющим мероприятия по ОЗВЛ, на постоянное бессрочное пользование лесными участками в целях заготовки древесины».
В настоящее время в Рослесхозе разрабатывается комплекс мероприятий по устранению недостатков, выявленных Генпрокуратурой РФ.