Новости ЛПК

Виновными в лесных пожарах начали назначать тех, кто эти пожары предотвращал и тушил

24.08.2010 15:33

В связи с тем, что сезон лесных пожаров заканчивается, органы государственной власти приступили к традиционному «наказанию невиновных и награждению непричастных». С награждением всем все понятно — главным героическим ведомством, согласно официальной точки зрения, является МЧС, и именно его сотрудники, по всей видимости, получат основную долю государственных наград и поощрений (при том, что более чем 90% лесных пожаров потушено работниками лесохозяйственных организаций, да и в спасении населенных пунктов основная роль принадлежала жителям этих населенных пунктов и добровольцам).

Гораздо хуже и опаснее обстоят дела с наказанием. По всей видимости, основой государственного подхода к этому делу станет выявление и назначение «крайних» — тех, кто формально отвечал за пожарную безопасность на той или иной территории, даже если они сделали все возможное в рамках существующей системы для обеспечения этой самой пожарной безопасности.

Именно это уже происходит в истории с лесным пожаром на территории государственного заповедника «Денежкин камень» (Свердловская область). Пока точно неизвестно, какова причина пожара, но он, скорее всего, связан с неосторожностью человека, неизвестно как оказавшегося на заповедной территории. Заповедник делал все от него зависящее для обеспечения заповедного режима, но реальной возможности полностью перекрыть доступ населения на свою территорию у него не было в силу нищенского финансирования и дефектов законодательства. Заповедник оперативно выявил начавшийся пожар и приступил к его тушению, но не смог своими малыми силами его потушить из-за чрезвычайной жары и горного рельефа, способствовавшего распространению огня. Заповедник сразу попытался привлечь к тушению пожара МЧС, но получил отказ — доблестное чрезвычайное министерство отказалось отправлять на пожар свою авиацию, пока не был урегулирован вопрос с оплатой (вопрос же этот пришлось решать на министерском уровне в Москве, поскольку сам заповедник необходимым бюджетом не располагал). В итоге пожар распространился на территорию в несколько тысяч гектаров и продолжается уже второй месяц.

Тушением пожара с самого начала руководит начальник отдела охраны заповедника К. А. Возьмитель. Никаких признаков того, что он сделал что-либо не так при организации охраны заповедной территории, при выявлении и начале тушения лесного пожара, нет. О ситуации с пожаром на территории заповедника было своевременно оповещено руководство Министерства природных ресурсов, сведения о пожаре не скрывались ни от федеральных и региональных органов государственной власти, ни от общественности. Меры по привлечению дополнительных сил (МЧС) к тушению лесного пожара были приняты незамедлительно, но оказались безрезультатными не по вине заповедника.

Тем не менее, Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации по Свердловской области было возбуждено уголовное дело в отношении именно К. А. Возьмителя по части 1 статьи 293 Уголовного кодекса РФ. Представляется весьма вероятным, что дело будет доведено по крайней мере до судебного разбирательства, а как работают отечественные суды, любому жителю нашей страны известно.

Скорее всего, подобный подход к назначению виновных за лесные пожары (возложение вины на тех, кто формально отвечал за охрану тех или иных лесных территорий, независимо от того, была ли у них возможность реально обеспечить их пожарную безопасность) распространится на всю территорию страны. Виновными могут стать как раз те люди, которые делали все от них зависящее для предотвращения и тушения лесных пожаров — лесничие, специалисты лесохозяйственных организаций, руководители особо охраняемых природных территорий. При этом высокопоставленные руководители федерального и регионального уровня, отвечавшие за пожарную безопасность в лесах в целом, скорее всего, отделаются легким испугом — переходом на другую работу или вообще устными взысканиями со стороны более высокого начальства.