Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Архангельские эксперты предлагают разработать альтернативную стратегию развития области

24.01.2009 00:59

Проект долгосрочной стратегии развития Архангельской области до 2030 года можно рассматривать как проверку способности региональных элит к стратегическому управлению регионом в интересах его населения, считают эксперты Поморского агентства территориального развития (ПАТРа). По словам директора ПАТРы Вадима Трескина, в прошлом стратегическое планирование в регионе слабо отвечало интересам постоянного населения и устойчивому региональному развитию. По его мнению, не отражены эти интересы и в новом проекте долгосрочной стратегии, что является вызовом ответственному экспертному сообществу Поморья.

Как сообщает сайт Поморского центра публичной политики, в качестве ответа на этот вызов интеллектуальная элита Архангельской области обязана предложить альтернативный вариант регионального будущего - Общественную Стратегию развития Архангельской области, считают эксперты Поморского агентства территориального развития. С этой целью к обсуждению приглашаются управленцы, хозяйственники, журналисты, и другие представители экспертного сообщества. «Архангельская область накопила значительный негативный опыт массового исчезновения населенных пунктов и социо-территориальной деградации в большинстве своих районов. В частности, в советские годы в Архангельской области широко применялось понятие \"неперспективные населенные пункты\", - пишется на сайте. - Под него, как правило, попадали небольшие постоянные сельские поселения в отдаленных и труднодоступных местностях, где по разным причинам не могло развиваться плановое социалистическое хозяйство. Им на смену пришел тип временного промышленного поселения, которое считалось наиболее перспективным для промышленного освоения ресурсов Севера. Однако, как показало время, ставка исключительно на временные поселения была стратегически ошибочной, так как такое поселение существует лишь до тех пор, пока не исчерпана ресурсная база на данной территории. Вслед за леспромхозами и лесхозами, которые оказались неспособными к устойчивому лесопользованию, цепная реакция отсутствия сырья и социальных проблем все чаще докатывается до крупных лесопромышленных предприятий ЛДК и ЦБК Архангельской области. Например, по мнению ряда экспертов, не исключено, что к 2030 году из-за исчерпанности лесосырьевой базы, закроются такие крупные предприятия Архангельска как Соломбальский и Архангельский ЦБК. По мнению региональных экспертов, главной стратегической ошибкой областных управленцев является мнение о том, что Архангельская область все еще богата дешевым и качественным лесом. На самом же деле, как утверждают эксперты, доступные лесные ресурсы уже близки к исчерпанию, а освоение новых лесосек в труднодоступных районах области экономически нецелесообразно. Так, например, из-за заболоченности и особенности почвенного покрова большей части территории области, строительство лесовозных дорог является значительно более затратным, чем в соседних северных регионах с твердыми каменистыми почвами - Карелией и Финляндией. А эффективность от использования архангельских лесных дорог с рыхлым грунтом, которые крайне недолговечны, существенно ниже, чем у соседей.

В прошлом спасением для транспортной логистики Архангельской области были:

  • Сплав древесины по реке в период навигации (в том числе молевой сплав).
  • Сильные и продолжительные морозы, позволявшие вывозить лес с отдаленных делянок по зимникам.

Однако сплав по рекам становится затруднительным из-за обмеления рек, причем молевой сплав вообще запрещен. Да и вывозка по зимникам также становится все более неэффективной. Например, в последние годы, из-за потепления климата и недостаточного промерзания почвы, период вывозки леса по зимникам уменьшился в среднем на три-четыре месяца. И, как считают эксперты, эта тенденция будет продолжаться. По информации отдела морских и речных гидрологических прогнозов Севгидромета, аномально теплая погода в ноябре и декабре 2008 года более чем на месяц задержала образование ледостава и, соответственно, организацию ледовых переправ на всех реках Архангельской области. Так, Северная Двина замерзла только в последних числах декабря 2008 года при прежних обычных сроках ледостава 14-26 ноября. При этом толщина льда на начало января составляла всего 15-17 см, что недостаточно даже для пешеходных переправ, не говоря уже об автотранспортных.

С другой стороны, из-за особенностей приморского климата и близости Арктики, леса Архангельской области растут значительно медленнее, чем в более южных и континентальных регионах России. В итоге, несмотря на проводившиеся в прошлом мероприятия по лесовосстановлению, управленцам ЛПК Архангельской области так и не удалось создать систему воспроизводства лесов и добиться устойчивого интенсивного лесопользования. А экстенсивный метод лесопользования, на который и в дальнейшем рассчитывают некоторые управленцы области, является тупиковым. Экстенсивное лесопользование уже привело к истощению лесосырьевой базы на всех ближних и доступных территориях и, как следствие - к социальной деградации леспромхозовских поселков. К тому же, распространить эту практику на труднодоступные и отдаленные территории области не позволяют экономические и климатические обстоятельства. В этих условиях самым перспективным способом вывозки сырья с отдаленных и труднодоступных районов Архангельской области может оказаться предложенная рядом экспертов транспортировка леса с помощью грузовых дирижаблей. Но пока такой сценарий все же фантастика, реализация которой неосуществима силами одной лишь Архангельской области.

Главный вывод, который обязаны учитывать в своих расчетах областные стратеги, заключается в том, что фактическая перспективная лесосырьевая база в Архангельской области уже сегодня значительно меньше, чем принято считать. И в официальных документах, рассказывающих о перспективных стратегических ресурсах Архангельской области нужно называть лишь доступные лесные ресурсы. Стратегическое планирование развития ЛПК области должно учитывать лишь реально доступную древесину и не рассчитывать всерьез на экстенсивное освоение новых отдаленных массивов северного леса, которые можно будет вывозить только с помощью таких экзотических способов транспортировки как упомянутые выше дирижабли. А интенсивное развитие требует не только ускорения сроков лесовосстановления, но и поиска новых технологий обработки, и новых вариантов использования древесины.

Нельзя забывать при стратегическом планировании и о том, что в соответствии с новым Лесным кодексом, у лесных участков появились частные владельцы. И это существенно ограничит свободное и бесплатное использование населением лесных ресурсов. Так, например, в недавнем прошлом участки для заготовки леса распределялись на конкурсах. В комиссию, которая определяла победителя, входили представители муниципальных образований, и при выделении участка лесозаготовителям устанавливалось обременение - поставка дров по фиксированной цене. Сейчас участки распределяются на аукционах. Дрова потребителям продаются по рыночным ценам. Таким образом, например, расчет ряда энергетиков на то, что в перспективе котельные районов Архангельской области будет выгодно топить дровами, во многом не оправдан.

С другой стороны не только древесные, но и недревесные ресурсы на всей территории Архангельской области становятся недоступными для бесплатного и свободного пользования населением. При этом никаких исключений не делается для постоянных и коренных жителей отдаленных и труднодоступных территорий, которые по закону обязаны платить за использование любых лесных ресурсов наравне с временным, пришлым населением. Можно ли при такой тенденции говорить о развитии труднодоступных и отдаленных территорий и о сохранении там постоянного и коренного населения? Вряд ли. Пример областного лесопользования показывает, какое большое значение для стратегического регионального развития Архангельской области играет учет фактора труднодоступности и отдаленности территорий. Недооценка этого фактора способна привести к серьезным экономическим просчетам».

Источник: ИА REGNUM