Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Минлесхоз Белоруссии: «быстрота обнаружения и оперативность в ликвидации малых очагов огня – залог нашего успеха»

30.08.2010 18:53
В 2010 году и Европейская Россия, и Белоруссия пострадали от серьезной летней засухи и небывалой жары. Однако, количество пожаров и нанесенный ими ущерб принципиально отличаются: в Европейской России и на Урале огнем уничтожено не менее миллиона гектаров леса (по грубой предварительной оценке - точных данных пока нет), полностью или частично сгорело около ста тридцати деревень, дым от лесных и торфяных пожаров привел к длительному опасному для жизни загрязнению воздуха на огромных территориях, крупные торфяные пожары на площади в тысячи гектаров продолжают действовать до сих пор. В Белоруссии сгорело около 230 гектаров леса (официальные данные), крупных лесных и торфяных пожаров не было, сгоревших деревень не было, задымление от местных пожаров нигде не достигало опасного уровня. При этом сил и средств хватило не только на борьбу со своими лесными и торфяными пожарами, но и на то, чтобы отправить большую группу специалистов с техникой на помощь российским лесникам и пожарным. Разница велика даже с учетом различий в площади лесов Европейской России и Белоруссии.

В обеих странах в период высокой пожарной опасности вводился запрет на посещение лесов (в России запреты вводились на уровне конкретных регионов). В Белоруссии запрет, по свидетельству очевидцев и чиновников, помог, в России - нет. В Белоруссии основные усилия были сосредоточены на быстром выявлении и тушении небольших пожаров, в России - на тушении огромных пожаров, вышедших из-под контроля. Конечно, ситуация в двух странах не полностью сопоставима, засуха в Европейской России была более жестокой и продолжительной, но даже с учетом этого опыт охраны лесов Белоруссии от пожаров заслуживает серьезного изучения.

Принципиальная разница между двумя странами состоит в том, что в Белоруссии существует государственная лесная охрана, а лесное хозяйство обеспечивает занятость значительного количества людей (тех самых, которые могут быть в нужный момент мобилизованы на тушение возникающих пожаров). В России государственной лесной охраны не существует (она не предусматривается новым лесным законодательством), а количество людей, занятых в лесном хозяйстве, сократилось за три с половиной года действия нового Лесного кодекса вчетверо, и продолжает сокращаться. При этом остающиеся в российском лесном хозяйстве люди быстро превращаются из классических работников леса в обычных офисных бюрократов.

В «Народной газете» (Республика Беларусь) опубликована статья «В огне брода нет. Какие уроки прошлого помогли природоохранным ведомствам и МЧС пережить нынешнюю жару без массовых лесных и торфяных пожаров?», в которой подводятся предварительные итоги пожарного сезона 2010 года. Ничего принципиально нового для специалистов в этой статье нет, она лишь подтверждает очевидную истину: лесу нужна надежная охрана и система предотвращения пожаров - только в этом случае его можно будет сберечь от огня.