Лесные пожары в Коми «сожгли» около 80 миллионов рублей
Наиболее пострадали от огня: Усть-Куломский район, в котором свой след на территории в 2750 га оставили 100 пожаров, Удорский район с 90 пожарами на 2700 га и самые обширные площади в 3170 га горели при 89 пожарах в Троицко-Печорском районе. В последнем нагрузка на все службы, участвовавшие в тушении, увеличилась за счет соседей - Пермского края, откуда пожары через границу перекинулись на республику.
- Сегодня грядут серьезные изменения в управлении лесами. 27 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указ о переподчинении Рослесхоза напрямую правительству Российской Федерации и наделении Рослесхоза частью полномочий, которыми ранее владел Минсельхоз. Было дано поручение вице-премьеру Виктору Зубкову о внимательном пересмотре лесного законодательства, в том числе в части обнаружения и тушения лесных пожаров, - рассказал Александр Мариев. – Самое главное, что нормативно-правовое регулирование сейчас передано на уровень Рослесхоза. Очевидно, что лесные регионы России будут подключены к разработке и внесению изменений в нормативы, Лесной кодекс в части усовершенствования системы охраны и защиты лесов.
Как представитель органа исполнительной власти, Александр Мариев не стал выступать с критикой власти, но в качестве примера недостатков действующей системы, которые нужно искоренять, привел ситуацию с конкурсным отбором исполнителя работ по обнаружению и тушению пожаров. По словам руководителя Комитета лесов, госконтракт заключается всего на один год, а сама процедура торгов позволяет допускать к участию в них организации, не обладающие ни необходимым для борьбы с пожарами оборудованием, ни штатом специалистов. В условиях, когда основным критерием отбора становится наименьшая цена контракта, как считает Мариев, ситуация с лесными пожарами в республике могла бы стать более непредсказуемой.
К числу изменений, которые в этом году стали особенно актуальны для нашего региона, Александр Мариев отнес методику подсчета ущерба от лесных пожаров. Он полагает, что старые нормативы, по которым ущерб определялся исходя из наличия виновного в возгорании лица, завышены применительно к случаям, когда причиной становятся «сухие» грозы, и требуют пересмотра с учетом фактической стоимости древесины, пострадавшей от пожара.
Руководитель Комитета лесов рассказал, что по-прежнему инструментами тушения пожаров остаются лопата и ранцевый огнетушитель, а если позволяют возможности, то бензопилы и мотопомпы. Для авиапатрулирования используются самолеты АН-2 и ЯК-18, а также вертолеты МИ-2 и МИ-8. В будущем в Комитете лесов планируют больше использовать недорогую в эксплуатации легкомоторную авиацию – ЯК-18. Танкерные технологии, когда тонны воды сбрасываются на очаг возгорания с воздуха, по данным Мариева, тоже могут прийти в регион, но поскольку они используются как дополнительные, без специалистов непосредственно на месте пожара все равно не обойтись. По его словам, в этом сезоне на пожарах работало около 5000 человек, большую часть которых составили работники лесной службы.
- Добровольцев организовывали под руководством лесничих муниципальные образования и не было такого добровольческого движения, чтобы люди самоорганизовывались и в огонь бросались, и слава богу, - прокомментировал вопрос о волонтерах Александр Мариев. – Неподготовленных людей на пожар толкать нельзя. Здесь нужно иметь в виду, что добровольцы могут работать только на наиболее простых участках, когда пожар уже локализован и нет опасности для здоровья и жизни.
Александр Мариев заверил, что сезон лесных пожаров удалось пройти без жертв, хотя двое специалистов отделались вывихнутыми ногами.
Между тем уже в сентябре с началом сезона охоты в Комитете лесов Коми ожидают увеличения количества пожаров.