Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Минприроды России планирует ввести жестокие наказания за недоиспользование расчетной лесосеки

30.05.2018 10:09

Министерство природных ресурсов и экологии РФ планирует ввести неустойки в размере десятикратной таксовой стоимости невырубленной древесины, исчисленные по первому разряду такс, а также возможность принудительного расторжения договоров аренды, за недоиспользование установленных договорами аренды объемов заготовки древесины.

Соответствующие изменения предполагается внести в недавно вступивший в силу типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденный пока не вступившим в силу приказом Минприроды РФ от 20 декабря 2017 г. № 693. (он уже официально опубликован, но должен вступить в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу действующего сейчас постановления Правительства РФ от 21.09.2015 N 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка»). Ссылка на проект:

Проект приказа Минприроды России «О внесении изменений в типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 693»

Ссылка на приказ, в который предполагается внести изменения:

В частности, в перечень неустоек, установленных типовым договором аренды, предполагается внести следующий пункт:

\"с) за заготовку древесины в объеме менее ежегодного объема заготовки древесины, указанного в приложении № 3 к настоящему Договору, - 10-кратная стоимость древесины, рассчитываемой путем вычитания из ежегодного объема заготовки древесины, указанного в приложении № 3 к настоящему Договору, и объема фактически заготовленной древесины по настоящему договору за год, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для древесины лесных насаждений по первому разряду такс во всех лесотаксовых районах\".

В перечень случаев, в которых допускается досрочное расторжение договора аренды по инициативе арендодателя, предполагается внести следующий пункт:

\"г) в случае, если значение отношения объема фактически заготовленной Арендатором древесины по настоящему договору за год к ежегодному объему заготовки древесины, указанному в приложении № 3 к настоящему договору, в течение четырех лет подряд меньше среднего сложившегося значения отношения объема фактически заготовленной древесины по всем предоставленным в аренду для заготовки древесины в субъекте Российской Федерации лесным участкам к суммарному ежегодному объему заготовки древесины, установленному такими договорами, за исключением случая, если по истечении трех лет подряд в следующем за ними четвертом году недоиспользованный объем изъятия был полностью использован Арендатором в соответствии с пунктом 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 474 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2016 г. № 45041)\".

Похожие наказания, но менее жестокие, предусматривались ранее - например, Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551, но были отменены после вступления в силу нынешнего Лесного кодекса. Правилами отпуска древесины на корню предусматривались неустойки за оставление компактных недорубов в размере 2-кратной ставки лесных податей за оставленную древесину, и за оставление расстроенных недорубов - в размере 4-кратной таксовой стоимости.

Руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко считает, что возвращение и существенное ужесточение наказаний за недорубы - это глупая, вредная и опасная мера, способная причинить колоссальный ущерб как лесам, так и лесопользователям. Фактически государство собирается принуждать лесопользователей к рубке той древесины, которая им не нужна, не пользуется платежеспособным спросом, и которая практически наверняка после рубки будет уничтожена, брошена или использована для каких-нибудь малозначительных нужд. Под страхом крупных неустоек или принудительного расторжения договоров аренды лесозаготовители будут вынуждены рубить все, в том числе те малоценные для них деревья и участки леса, которые при оставлении на корню могли бы способствовать сохранению подроста, почвы, биологического разнообразия, мозаичности лесного покрова и в целом лесной среды. Принуждение лесопользователей к рубке ненужных им малоценных деревьев приведет не только к росту негативного воздействия на окружающую среду, но и к колоссальным непроизводительным затратам, и в конечном итоге к разорению многих из них, и так балансирующих на грани экономической жизнеспособности. Кроме того, эти неустойки неизбежно станут инструментом шантажа лесопользователей со стороны контролирующих инстанций, и питательной средой для всплеска коррупции.

Гринпис России считает, что данный проект является коррупциогенным, не учитывает фактически сложившуюся ситуацию (в том числе зачастую неактуальные материалы лесоустройства), и принятие данного проекта неизбежно нанесет вред лесам и приведет к нарушению основных принципов лесного законодательства, затруднит или сделает невозможной реализацию арендаторами добровольных мер по сохранению биологического разнообразия и средообразующих функций лесов.