В стоках БЦБК обнаружены яды, на которые даже не составляются нормы ПДК
Благодаря уникальным законам, по которым существует российская бюрократия, не только черное становится белым, но даже тёплое запросто может стать мягким! Самое свежее подтверждение этого факта связано с набившей оскомину проблемой Байкальского ЦБК. В который раз ученые на пальцах доказывают опасность, грозящую озеру, и в очередной раз чиновники выворачивают их данные наизнанку.
Специалисты Лимнологического института в сотрудничестве с работниками прокуратуры доказали, что концентрации опасных загрязняющих веществ в сточных водах БЦБК превышают установленные пределы. Более того, в стоках комбината найдены особо опасные яды, которые ему сбрасывать запрещено. В каких бы то ни было концентрациях.
Напомним, что ученые обнаружили «хлорированные гваяколы». Они входят в число «высокотоксичных чужеродных веществ, накапливающихся в гидробионтах, аккумулирующихся в пищевых цепях; медленно разлагающихся». 3,4,5,6-Тетрахлоргваякол, 2,4,6-Трихлорфенол, Тетрахлорвератрол и многие другие, как следует из официальных документов, образуются при производстве беленой целлюлозы, которое недавно возобновилось на комбинате.
После этой «громкой находки» признанный даже сторонниками открытия БЦБК специалист по Байкалу академик Михаил Грачев заявил: «Мы закончили анализы и обнаружили там вещества, относящиеся к категории опасных, на которые предельно допустимой концентрации нет. Теперь, я думаю, нужно решать Правительству, отменять ли этот пункт постановления или все-таки переходить к тому, что было обещано раньше: к перепрофилированию на замкнутый цикл водопотребления».
Итак, логичным продолжением было бы решение об остановке комбината. Однако вместо этого начинается игра словами, терминами, подходами…
Для начала в СМИ подбросили странную информацию о том, что в отобранных пробах грунта в районе БЦБК не найдено опасных концентраций… нефтепродуктов и ртути! Далее появляется «страннообразный» комментарий Росприроднадзора по результатам внеплановой проверки, которая также была не в пользу БЦБК.
Оказалось, что средние концентрации загрязняющих веществ в его стоках значительно превышают допустимые концентрации. Но при этом: «поскольку объем стоков значительно ниже разрешенных, объем сбрасываемых загрязняющих веществ остается в допустимых пределах» — цитируют СМИ представителя департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу.
Вот вам как раз пример, когда тёплое становится мягким. Отставим на минутку факт, что в такое озеро как Байкал не нужно сливать промстоки в принципе. Подумаем, о чем говорит Росприроднадзор – ведомство, которое должно отстаивать интересы природы, а не природопользователей.
Есть БЦБК. Сбрасывать стоки в Байкал ему разрешил чиновник высокого ранга — премьер Путин. Госорганы, которые должны контролировать этот процесс (Росприроднадзор и МПР), разработали нормы загрязнения, и нарушать их комбинат не имеет права.
Далее — ученые взяли пробы и нашли не только нормированные вещества в превышенных концентрациях, но и особо опасные яды, концентрация которых в стоках БЦБК должны быть равна нулю!
И вот тут появляется интерпретатор – природоохранный чиновник, который объясняет, что все в порядке, нарушений нет. Ведь по его логике суть не в концентрациях, а в объемах! Если полумертвый комбинат сбрасывает меньше кубометров чем ему разрешено, то и сверхнормативного загрязнения нет. По его логике воздействие комбината на Байкал следует измерять не в микрограммах на кубический дециметр, а в кубометрах в год или в месяц. Налицо полная подмена понятий.
Как такое может быть? Либо этот чиновник — идиот (человек, страдающий слабоумием, идиотизмом, (мед.)), либо он покрывает преступление и, следовательно, должен ответить перед законом.
В цивилизованной стране участь такого бюрократа, по меньшей мере, отставка. В нашей стране он хоть и посмешище, но по принятым в российской бюрократии законам, посмешище преданное вертикали власти, а потому, безусловно нужное. Его надо сберечь во имя грядущих битв со здравым смыслом.