Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Это емкое слово «инвентаризация». Теперь – постоянно!

На одной из пресс-конференций директор ФГУП «Рослесинфорг» Владимир Креснов заявил: «Инвентаризация лесов в России будет вестись постоянно и никогда не закончится». С тех пор прошло достаточно много времени, и стало ясно, что осуществить задуманное не так-то просто.

Понятие «государственная инвентаризация лесов» (ГИЛ) впервые было «озвучено» в новом Лесном кодексе, с принятием которого существенно изменилась прежняя система лесных отношений. Никогда прежде государственная инвентаризация лесов в России не проводилась, осуществлялось только лесоустройство территорий с целью найти востребованные ресурсы.

В настоящий момент государство, в чей собственности находятся леса, считает инвентаризацию территории России насущно необходимой. Отношение отраслевых специалистов к этому вопросу неоднозначно: много разговоров идет вокруг способов осуществления инвентаризации и оценки ее эффективности.

На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге Международном лесном форуме старший научный сотрудник Международного института прикладного системного анализа Анатолий Швиденко так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Всякая уважающая себя страна должна иметь систему учета лесов. А что должна делать система в принципе? Увязывать в одно целое информацию лесоустройства, лесной мониторинг и государственная инвентаризация лесов. Чтобы и в регионах, и на федеральном уровне было понятно, какая ситуация сейчас в лесу. Однако все данные пока разрозненные. И о целостности говорить рано. Системной структуры государственной инвентаризации лесов пока не создано, но будем надеяться, что вскоре она появится».

С этой оценкой согласились и зарубежные участники форума, отметив, что в России государственная инвентаризация лесов еще только зарождается и на данный момент носит несколько разрозненный характер. Иностранные специалисты отмечали, что государство, несомненно, должно обладать информацией о том, в каком состоянии находятся его леса, но в российских условиях сделать это не так-то просто. Одни из главных причин - огромная территория, большое количество недоступных лесов и отсутствие средств на то, чтобы провести инвентаризацию в течение определенного времени во всех лесных массивах страны.

«В России есть огромные трудно-доступные участки, устроить там опытные участки практически невозможно», - отметил в своем докладе «Независимый обзор концепции и пробного внедрения системы государственной инвентаризации лесов в России» управляющий директор шведского консалтингового агентства Haradskog AB Томас Турессон. Он считает, что одним из выходов в данной ситуации, возможно, станет модернизация всех старых лесоустроительных данных. И уже с их помощью, а также с помощью регулярных мониторингов можно будет воссоздать общую картину.

Наследие социализма - учет и контроль

Законодательством РФ определено, что ответственность за инвентаризацию лесов несет федеральное правительство. Было выделено три уровня ответственности.

Первый - федеральный, предусматривающий государственную инвентаризацию всех лесов РФ. Второй - региональный, который предусматривает ответственность субъектов РФ за разработку лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов лесничеств, ведение государственного лесного реестра и организацию лесоустроительных работ. И третий уровень - коммерческий, когда арендатор за свой счет должен обеспечить подготовку проекта освоения лесов своего арендного участка и ежегодно подачу лесной декларации.

Лесоустройство в новом Лесном кодексе прописано как шесть видов отдельных услуг. При этом предполагается, что проведение трех видов лесоустроительных услуг будет организовываться федеральным центром. Это проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также особозащитных участков лесов; проектирование лесных участков. Другие виды деятельности лесоустройства, такие как таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, отданы под ответственность субъектов РФ.

Сегодня в Федеральном агентстве лесного хозяйства идет разработка методологии, технологии и практических приемов лесной инвентаризации. Необходимо создать новую системную структуру, которая даст полную и достоверную информацию о том, в каком состоянии находятся леса.

«К сожалению, ни одна из ныне существующих зарубежных систем государственной инвентаризации лесов не может быть автоматически перенесена на достаточно сложную российскую почву», - считает руководитель ФГУП «Рослесинфорг» Владимир Креснов.

Классический статистический метод, применяемый в Скандинавских странах, вряд ли приемлем для России, в основном по инфраструктурным причинам. Огромные масштабы страны и отсутствие по большому счету дорог (ах наши дороги - с дремучих времен препятствуют и цивилизованным методам освоения территории, и вражеским нашествиям) делают практически невозможным организацию статистической сети постоянных пробных площадей как основы государственной инвентаризации лесов.

«Отсель грозить мы будем...» - кому?

На Международном лесном форуме зарубежные участники поделились с российскими коллегами опытом проведения государственной инвентаризации лесов в своих странах: США, Швеции, Финляндии, Нидерландах.

В Швеции, например, для нужд государственной инвентаризации лесов используется выборочная статистическая инвентаризация, основанная на регулярной сети модельных точек (пробных площадей), подлежащих периодически повторяющемуся описанию с использованием инструментальных методов оценки. А для нужд оперативного хозяйственного планирования проводится повыдельная инвентаризация лесов конкретного владения.

Единовременная повыдельная инвентаризация лесов в пределах крупных территорий или обеспечивает повсеместно высокую точность данных, но при этом оказывается неприемлемо дорогой для собственников, или делается за разумную цену, но при этом приемлемая точность достигается лишь по отдельным участкам.

Очевидно, что создание системы, аналогичной шведской, предполагает более сильную экономику, поскольку это весьма дорогостоящий проект.

Закон суров. Но он - закон!

В соответствии с Лесным кодексом РФ государственная инвентаризация лесов выделяется из состава лесоустройства и провозглашается неотъемлемой частью управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Принимая такое решение, законодатель следовал рекомендациям тех специалистов в области лесного хозяйства, которые считали, что не все разделы лесоустройства развиваются гармонично. По их мнению, давно назрела потребность в реформе лесоустройства, в том числе в пересмотре содержания этого правового института.

В предыдущем Лесном кодексе (1997 года) содержалось лишь упоминание о том, что при лесоустройстве осуществляется инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава лесов, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов. Регулирование вопросов инвентаризации лесного фонда на законодательном уровне этим и ограничивалось.

В статье 90 нового Лесного кодекса, во-первых, подчеркивается, что речь идет именно о государственной инвентаризации лесов, то есть о функции государства, которая должна реализовываться органами государственной власти. Во-вторых, указывается на проведение государственной лесной инвентаризации любых лесов, а не только тех, которые расположены на землях лесного фонда.

Детальное регулирование отношений, касающихся государственной инвентаризации лесов, осуществляет российское правительство. В частности, постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 года № 407 «О проведении государственной инвентаризации лесов» предложено считать ГИЛ «мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, проводимые Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий». Особенностью проведения государственной инвентаризации лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, является то, что она должна осуществляться по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.

Летом 2008 года было реформировано Управление инвентаризации и оценки состояния лесов, так как в ведении специалистов этой структуры находился слишком большой круг задач. Его функции стали исполнять два подразделения: Управление охраны, защиты и воспроизводства лесов и Управление использования лесов, инвентаризации и лесоустройства. Вопросы охраны, защиты и воспроизводства лесов потребовали самого пристального внимания со стороны специалистов Федерального агентства лесного хозяйства, поэтому необходимо было создать самостоятельное подразделение, отделив решение задач по охране, защите и воспроизводству лесов от всех прочих.

Цели определены. За работу, господа!

Статья 90 определяет три цели проведения государственной инвентаризации лесов. Первой среди них является своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса. Для выполнения этой задачи должна осуществляться проверка состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, также должно проводиться выявление и учет изменений состояния лесов, происходящих в результате негативных природных и иных воздействий.

Второй целью государственной инвентаризации лесов является оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, для чего должны выявляться изменения, произошедшие в состоянии лесов после осуществления указанных мероприятий, а также соответствие этих мероприятий лесному плану субъекта РФ.

Третьей целью государственной инвентаризации провозглашается информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и в области государственного лесного контроля и надзора. Для ее достижения Правительство РФ требует направлять данные о негативном воздействии на леса и нарушениях лесного законодательства в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в органы государственной власти, уполномоченные в области государственного лесного контроля и надзора.

В свою очередь, обобщенные результаты государственной инвентаризации лесов должны оформляться в виде текстовых, табличных и графических (в том числе картографических) материалов и ежегодно направляться в органы государственной власти, осуществляющие функции управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также в органы государственной власти, уполномоченные в области контроля и надзора. В положении о подготовке лесного плана субъекта Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.04.2007 года № 246, предусмотрено, что лесной план подготавливается в том числе и на основе государственной инвентаризации лесов.

Государственная инвентаризация лесов проводится наземными и аэрокосмическими способами с использованием методов статистической выборки. Аэрокосмические способы применяются в целях своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса, преимущественно в зонах их интенсивного использования.

Наземные способы применяются для определения количественных и качественных характеристик лесных участков, а также для проведения оценки эффективности осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Правительство РФ предоставило Федеральному агентству лесного хозяйства право запрашивать необходимую информацию у органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, обеспечивающих в соответствии с лесным законодательством проведение лесоустройства, разработку лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.

Для выполнения поставленных задач был создан Центр по государственной инвентаризации лесов, объединяющий все тринадцать существующих в России лесоустроительных предприятий в качестве его филиалов (Северо-Западный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Центральный, Южный центр и т. д.).

Масштабы работы по инвентаризации российских лесов настолько велики, что специалисты полагают: полный цикл инвентаризации составит 10-15 лет.

«Это не такой большой срок, как может показаться, - считает руководитель Северо-Западного филиала центра Владимир Архипов. - В Финляндии, например, полный цикл государственной инвентаризации составляет 5-6 лет, но они идут уже по восьмому кругу начиная с 20‑х годов прошлого века, а ведь размеры Финляндии и России несравнимы». До конца 2008 года имеет место быть программа по инвентаризации лесов на ближайшие десять лет. Вначале будут проведены исследования в экономически доступных лесах. До 2018 года необходимо будет заложить около 200 тыс. га пробных площадей. Первые результаты начатой работы по инвентаризации лесов России появятся уже в начале 2009 года. Ждем-с...

Галина МАЛИКОВА